Немецкий гений Ренессанса Ганс Гольбейн Младший немало путешествовал. Ловко лавируя между католиками и протестантами, он был одним из чемпионов своей эпохи по выживанию. Сначала разъезжал между Германией и Швейцарией, потом между континентальной Европой и Англией и лишь в 1530-е окончательно осел при дворе Генриха VIII из династии Тюдоров. Гольбейн умер в 1543 году, предположительно от чумы, не достигнув и 50 лет, но при этом пережил очень многих своих покровителей и моделей, чью жизнь оборвал топор палача.
Ганс Гольбейн Младший продолжает путешествовать и в наши дни. Две большие выставки открылись в Европе. В Лондоне, в Галерее королевы в Букингемском дворце, впервые за много лет выставляется под названием «Гольбейн при дворе Тюдоров» значительная часть рисунков художника из Королевской коллекции. А во Франкфурте Штеделевский музей подготовил выставку «Гольбейн и Северное Возрождение»: здесь представлены ранние религиозные произведения художника в более широком контексте континентального искусства и предлагается новая интерпретация его раннего творчества в период работы в аугсбургской мастерской отца, Ганса Гольбейна Старшего.
Королевской коллекции принадлежат 80 рисунков Гольбейна Младшего, которые в XVI веке были объединены в альбом, известный как «Великая книга». Кейт Хёрд, старший куратор отдела рисунка и печатной графики Фонда королевской коллекции, рассказывает, что значительная часть этих работ попала в собрание напрямую из мастерской художника после его смерти. В их числе множество портретов деятелей тюдоровского двора. Экспозиция организована в хронологическом порядке и объединяет 106 произведений, в числе которых портрет третьей жены Генриха VIII Джейн Сеймур на бумаге с розовой грунтовкой. В этом рисунке, созданном в 1536 или 1537 году, хрупкость королевы передана убедительнее, чем в завершенном живописном портрете, который сегодня хранится в Вене.
Кейт Хёрд обращает внимание на одно из своих любимых произведений — созданный в конце 1530-х живописный портрет тюдоровского придворного Уильяма Рескимера. Полотно свидетельствует о методе мастера, дотошно следовавшего чрезвычайно реалистичному предварительному рисунку. В Галерее королевы оба портрета Рескимера экспонируют рядом.
Для историков искусства у Хёрд есть новости. На рисунке, который до сих пор датировался серединой 1530-х, художник изобразил, как считается, некоего Саймона Джорджа из Корнуолла, чей законченный портрет с красной гвоздикой в руках сейчас хранится в Штеделевском музее. Куратор полагает, что, вероятнее всего, моделью был морской офицер Джордж Корнуолл, который женился в 1543 году — гвоздика может указывать на то, что это свадебный портрет. Таким образом, датировка рисунка из Королевской коллекции и франкфуртского портрета смещается на несколько лет позже. Хёрд полагает, что это одно из последних произведений Гольбейна.
Тем временем во Франкфурте открылась выставка, которая в следующем году отправится в венский Музей истории искусств. Она посвящена ученическим годам знаменитого художника. В числе экспонатов портрет 1512 года, изображающий жителя Аугсбурга по имени Фишер. Произведение, которое в последний раз видели в 1860-х, недавно обнаружили в частной коллекции. Бодо Бринкман, куратор отдела живописи старых мастеров Художественного музея в Базеле, доказывает в каталоге выставки, что автором этой картины на доске, созданной в мастерской Ганса Гольбейна Старшего, в действительности был его 15-летний сын, что делает ее первым известным нам произведением Гольбейна Младшего. По словам куратора Штеделевского музея Йохена Зандера, эта и другие новые атрибуции выставки могут заставить нас иначе взглянуть на период ученичества Гольбейна в Аугсбурге.
Франкфуртскую экспозицию, объединившую почти 190 произведений, замыкает картина, которую в Штеделевском музее по-прежнему называют «Портрет Саймона Джорджа из Корнуолла» (около 1535–1540). Или это все-таки портрет Джорджа Корнуолла, написанный в 1543 году? Зандер, планирующий посетить выставку в Галерее королевы, говорит, что узнал о гипотезе Кейт Хёрд этим летом. «Мне не терпится обсудить ее при личной встрече», — добавляет куратор.
Штеделевский музей, Франкфурт
«Гольбейн и Северное Возрождение»
До 18 февраля
Галерея королевы, Лондон
«Гольбейн при дворе Тюдоров»
До 14 апреля