18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в Ермолаевском переулке исследует античность

Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000. Фото: ММОМА
Зейналов Айдын. «Парикмахерская». 2000.
Фото: ММОМА
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Московский музей современного искусства ищет следы древней культуры в лабиринте своих фондов — и находит их в произведениях нескольких поколений художников, от советских нонконформистов до совсем молодых авторов

С некоторых пор помещения Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке позиционируются как исследовательский центр и библиотека. Выставки там тем не менее проводятся — небольшие, но бесплатные. Раз уж вроде как не совсем музей. Нынешние «Следы в лабиринте» занимают четвертый этаж и посвящены теме Античности в современном российском искусстве.

Современное искусство понимается здесь максимально широко — если уж в фойе выставки эпиграфом к ней экспонируют «Лабиринт» Давида Бурлюка. Это самая ранняя, самая «классическая» живопись на этаже, заполненном образами и копиями древних объектов — как и полагается любому учебному арт-заведению, куда люди приходят копировать скульптурные головы Аполлонов или учиться правильной штриховке на примере метоп Парфенона.

Валерий Кошляков. «Головы героев II». 1991. Фрагмент. Фото: ММОМА
Валерий Кошляков. «Головы героев II». 1991. Фрагмент.
Фото: ММОМА

На первый взгляд все экспонаты «Следов в лабиринте» подчинены именно этой, будто бы весьма пропедевтической, задаче. Есть здесь и советские нонконформисты (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин, Дмитрий Александрович Пригов), и иконы актуального процесса (Александр Джикия, Валерий Кошляков, Константин Латышев, Тимур Новиков, Авдей Тер-Оганьян, Ольга Тобрелутс, Виталий Пушницкий), хотя большинство работ исполнено, видимо, совсем уже «молодежью».

На выставке есть и видео, и небольшие инсталляции, масса объектов и скульптуры (в центре зала, к примеру, выставлен «Кентавр» Зураба Церетели), размашистого экспрессионизма и абстракций с мифологическими именами, вот как у того же Сая Твомбли. Помимо прочего, все эти опусы объединяет ироническая, игровая дистанция. Во-первых, древняя культура — то, что давным-давно изучено и понято. Тем более если мифологические расклады превратились в психологические (да и какие угодно) архетипы задолго до нашего рождения, а общеизвестные нарративы впитаны, вместе с молоком матери и пересказами Куна, задолго до любой интеллектуальной осознанности. Во-вторых, Античность и сама — детство человечества, как некогда сформулировал Карл Маркс. Поэтому, скорее всего, неслучайно портрет немецкого философа прислонен к изнанке одной из выставочных работ. Так сказать, зашит в подсознание, чтобы и наши современники могли, играя и понемногу смеясь, расставаться со своим собственным прошлым.

Константин Латышев.  Real beauty. 1996. Фото: ММОМА
Константин Латышев.  Real beauty. 1996.
Фото: ММОМА

Исследовательский центр (что означает: выставочные проекты здесь не самое важное, можно прийти в библиотеку просто книжки почитать) живет здесь наособицу, внутри неуютной столичной погоды. Если «нычку» знать, то можно и себе скрасить существование еще одним местом, где пытаются поддерживать нормальные температуры, стабилизировать «общественное состояние». Ну то есть среди ненастной Москвы, под внимательным искусственным солнцем почти буквально расцветают агоры, сады и рощи оливковых деревьев натуральным городком в табакерке. Сном внутри сна. Театром пластических мистерий, совсем не озабоченных аншлагом. 

Московский музей современного искусства
«Следы в лабиринте. Образы античности в современном российском искусстве»
До 10 марта

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
5
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+