18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древний храм богини Афины и мраморы преткновения

Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871. Фото:  Metropolitan Museum of Art, New York
Фредерик Эдвин Чёрч. «Парфенон». 1871.
Фото: Metropolitan Museum of Art, New York
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

На фоне давних неурегулированных разногласий между Грецией и Великобританией относительно судьбы «мраморов Элгина» вышли две новые книги на английском языке. Обе посвящены Парфенону, но рассматривают его в разных ракурсах

Более двух столетий прошло с того времени, когда Томас Брюс, 7-й граф Элгин и 11-й граф Кинкардин (1766–1841), посол Британской империи в Стамбуле, организовал демонтаж и вывоз из Афин к себе на родину значительного числа выдающихся памятников древнегреческого искусства. Уже в тот период, в 1800-е годы, хватало и критиков, и сторонников предпринятых им действий. Споры не утихают по сей день, они давно вышли на уровень межгосударственных отношений.

Тема Парфенона стала главной для двух недавно выпущенных книг. Хотя рассматривается она в разных ракурсах: в одном случае — с позиций исследователя-историка, в другом — глазами эксперта по юридическому праву.

William St. Clair. «Who Saved the Parthenon? A New History of the Acropolis Before, During and After the Greek Revolution». Open Book Publishers. 898 с.: 195 ил. £50,95 (твердая обложка), £40,95 (мягкая обложка). На английском языке
William St. Clair. «Who Saved the Parthenon? A New History of the Acropolis Before, During and After the Greek Revolution». Open Book Publishers. 898 с.: 195 ил. £50,95 (твердая обложка), £40,95 (мягкая обложка). На английском языке

Труд под названием «Кто спас Парфенон?» принадлежит перу Уильяма Сент-Клэра, который большую часть жизни был государственным служащим, а все свободное время посвящал изучению классической и современной Греции. Он скончался в 2021 году, незадолго до публикации его монументальной 900-страничной книги. В ней Сент-Клэр рассматривает историю Афин и Акрополя, приводя бесчисленное множество малоизвестных фактов. В частности, он опровергает расхожее мнение о том, что частичное разрушение Парфенона было инициировано турками. Помимо землетрясения 1640 года, повредившего пропилеи (парадный проход на Акрополь), в 1687 году венецианский генерал Франческо Морозини прицельно запустил бомбу в Парфенон, где хранился османский порох, и позднее хвастался «удачным выстрелом».

После обретения Грецией независимости Акрополь очистили от постклассических наростов: были проведены раскопки до скального основания, убрано 120 тыс. кубометров почвы. Архитекторы поняли, что Парфенон представляет собой «сложный комплекс взаимодействующих масс» и изъятие мраморных скульптур, произведенное Элгином, создало нагрузку на архитравы. По счастью, еще в 1805 году французский посол предотвратил планы английского лорда по перемещению западного фасада Парфенона, добившись запрета от османских властей.

Картина Эжена Делакруа "Греция на руинах Миссолонги" (1826). Фрагмент. На картине изображена осада, которая привела к гибели 2750 человек и порабощению женщин и детей. Фото: Musée des Beaux-Arts de Bordeaux
Картина Эжена Делакруа "Греция на руинах Миссолонги" (1826). Фрагмент. На картине изображена осада, которая привела к гибели 2750 человек и порабощению женщин и детей.
Фото: Musée des Beaux-Arts de Bordeaux

В ходе исследований Сент-Клэр изучил тысячи архивных документов. «Кто спас Парфенон?» — грандиозный книжный проект, но с вопиющими упущениями. Например, не сказано о повреждении восточного фронтона Парфенона, северных и южных фризов и метоп христианами V–VI веков, построившими внутри него свою церковь, а также о разрушении XII века, расширившем апсиду. Хронологически текст несколько хаотичен; неожиданные упоминания о некоторых событиях вне контекста побуждают читателя то и дело обращаться к компьютерным поисковым системам. Впрочем, любые недостатки меркнут перед обилием информации.

Правовые механизмы

Миссия Сент-Клэра состояла в том, чтобы рассказать историю многострадального Парфенона. А вот Кэтрин Тити в книге «Коллекция мраморных скульптур Парфенона и международное право» исследует, каким образом были приобретены изваяния, и рассматривает юридические механизмы их возможного возвращения в Грецию. Она сравнивает лорда Элгина с римлянином Гаем Верресом, наместником на Сицилии в 73–71 годах до н.э., который присваивал произведения искусства; Цицерон подал коллективный иск против Верреса. Капеллан Филип Хант, Уильям Ричард Гамильтон и Джованни Баттиста Лузьери — «искатели» Элгина, как их называл лорд Байрон, — были отправлены в Грецию, чтобы сделать зарисовки и снять слепки памятников в Афинах, особенно на Акрополе. Тити изучила разрешительное письмо визиря на итальянском языке, составленное, по-видимому, Хантом. Проанализировав текст, она утверждает, что письмо не было фирманом (охранной грамотой) и, следовательно, являлось лицензией не на вывоз скульп­тур Парфенона, а, скорее, на поднятие некоторых артефактов из-под завалов.

Catharine Titi. «The Parthenon Marbles and International Law» / With a foreword by Andrew Wallace-Hadrill. Springer. 329 с. £111,50 (электронная книга),£139,99 (твердая обложка). На английском языке
Catharine Titi. «The Parthenon Marbles and International Law» / With a foreword by Andrew Wallace-Hadrill. Springer. 329 с. £111,50 (электронная книга),£139,99 (твердая обложка). На английском языке

Первоначально Элгин собирался украсить свой дом в Брумхолле, но позже, столкнувшись с огромными долгами (и даже не выплатив вознаграждение своим «искателям»), решил продать коллекцию государству. Лорд и его пособники дали «уклончивые, запутанные и противоречивые» ответы на поверхностном слушании парламентского комитета, который рассматривал эту возможность. Элгин запросил £62,44 тыс. — комитет рекомендовал заплатить £35 тыс. В выступлениях депутатов звучали фразы «грабеж», «злоупотребление доверием», «недобросовестная сделка, взяточничество» и «мраморы должны находиться в доверительном управлении Греции». Тем не менее лишь 30 голосов было подано против, тогда как за — 82 голоса.

Тити изучает международные правовые возможности возвращения мраморов. Например, в 1962 году Камбоджа выиграла в Международном суде ООН дело о храме Прэахвихеа против Таиланда. Однако Великобритания ограничивает юрисдикцию Международного суда: оспариваться могут только дела давностью не ранее 1987 года. Британский музей настаивает на том, что коллекция мраморов была приобретена законным путем, что делает этот вопрос предметом дебатов, а не межгосударственным спором.

«Снятие скульптур Парфенона». Рисунок Вильяма Гелла. 1801. Фото: Benaki Museum
«Снятие скульптур Парфенона». Рисунок Вильяма Гелла. 1801.
Фото: Benaki Museum

Кэтрин Тити считает в данном случае неприменимой правовую защиту в Европейском суде по правам человека в отношении групп коренных народов. Она исследует недостатки договоров и конвенций, отдавая предпочтение дипломатическому подходу к возвращению мраморов (а не «реституции», которая подразумевает вину). Так или иначе, автор книги не теряет оптимизма, хотя видимых оснований для него по-прежнему не так уж много. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+