18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Выставка «Во имя промысла» в музее на Делегатской продлится целый год

Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Конь-качалка. Городец. Фабрика «Горьковская роспись». Модель-1957 г. Исполнение 1964 г. Автор: Краснояров Н.К. столяр, Смирной К.А., Воронцова Е.И.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Хотя промыслы — явление кустарное, именно в советское время, в эпоху индустриализации, они достигли невероятного расцвета. Как это произошло — исследуют авторы большой выставки во Всероссийском музее декоративного искусства

За последние годы русские народные промыслы не раз становились предметом углубленной музейной рефлексии: в 2020-м выставка «Небесная мастерская» прошла в музее «Новый Иерусалим», год назад музей-заповедник «Царицыно» подготовил большой проект «В поисках народного искусства». Казалось, на этом фоне трудно чем-нибудь удивить. Всероссийскому музею декоративного искусства это, похоже, удалось. Экспозиция «Во имя промысла», во-первых, демонстрирует лучшие образцы жанра — то, что в советское время делалось в ограниченном или единичном экземпляре для международных выставок, на экспорт. И во-вторых (выставка не зря названа исследованием), музей презентует индустрию: хотя промыслы — явление кустарное, именно в XX веке, в эпоху заводов и фабрик, они достигли невероятного расцвета, и во многом благодаря государственной поддержке.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

В 1999 году музей на Делегатской стал обладателем богатейшего архива и арт-коллекции НИИ художественной промышленности (НИИХП), который, в свою очередь, был преемником Московского кустарного музея (1885–1931). НИИХП работал с 1932 по 1998 год. Это был информационный, организационный и идеологический посредник между производителями и потенциальными заказчиками и клиентами. В институте существовал ряд лабораторий, прицельно изучавших те или иные промыслы, он снаряжал экспедиции по стране, привлекал ученых для исследований, организовывал курсы повышения квалификации и был оператором зарубежных выставок.

Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Интерьеры Павильона кустарных изделий и рукоделий России на Всемирной выставке в Париже. 1900.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Архив НИИХП насчитывает 6 тыс. документов. В 2022 году Музей декоративного искусства совместно с ВШЭ получил грант Фонда Потанина на исследование и оцифровку этого собрания. Нынешняя выставка — один из этапов начавшейся работы.

Как в СССР поддерживали промыслы? Возьмем, например, вышивку. До революции за редким исключением домашнее рукоделие — занятие дворовых девушек в помещичьих усадьбах. Но вот в 1930-е в НИИХП создается лаборатория вышивки. Экспедиции в разные регионы помогли составить картину основных центров. Стало понятно, что есть мстёрская вышивка, калужская перевить в Тарусе, традиционная карельская вышивка в технике «шов по письму», золотное шитье городецкой и торжокской фабрик, крестецкая строчка в Новгородской области и другие. На основе собранного материала художники лаборатории создавали новые образцы для артелей и фабрик. Лучшие изделия демонстрировались на всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958)…

Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Художники НИИХП Гусева М.А., Сапожникова (Дзагурова) Н.Н., Проценко К.А., Кашкарова З.Д., Работнова И.П. за работой.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Аналогично обстояло дело с кружевом. Сейчас на Делегатской можно увидеть уникальный экспонат — кружево как монументальное искусство, занавес «Спутник в космосе» (1960) авторства Анны Кораблевой, художницы НИИХП, работавшей с производствами Вологды и Ельца. Размеры кружева 3,55 на 2,33 м! В 1958-м еще одно произведение Кораблевой, «Русские мотивы», получило Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а елецких кружевниц на той же выставке наградили серебряной медалью.

Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Анна Кораблева. «Спутник в космосе». 1960.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Стекло Гусевского завода, резная кость с Чукотки, из Тобольска, Якутска и других центров, лаковая миниатюра из Мстёры, Палеха, Федоскина и Холуя, абрамцевско-кудринская резьба по дереву, богородская и полхов-майданская игрушка, унцукульская насечка по дереву и шемогодская береста — на выставке собрано немало чудес. Музейный пресс-релиз сообщает: «Промыслы презентуются как собрание драгоценностей», и это не фигура речи. Похоже, музей не зря пригласил в кураторы Нину Гомиашвили: экспонаты буквально сияют.

Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Выставка «Во имя промысла» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

«Во времена Советского Союза промыслы воспринимались как народное достояние, — говорит научный куратор выставки Наталья Денисова. — Художественная промышленность была сектором экономики. Несмотря на присутствие в работах коммунистической символики, сохранялась и передавалась и духовная составляющая народного искусства. Сотрудники НИИХП изучали технологию и образность промыслов на несколько веков в глубь истории. Казалось, что в индустриальном государстве у кустарных производств не было шансов выжить, но в СССР они не просто выжили, а достигли расцвета, были подняты на уровень высокого элитарного искусства».

Всероссийский музей декоративного искусства
«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+