18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Для москвичей приоткрылись двери в гравюрный кабинет

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Выставка в фонде In artibus стала кульминацией удивительных приключений, в центре которых — судьба одной русско-британской семьи. Каким образом коллекция графики, собранная в Оксфорде искусствоведом Фрэнсисом Хаскеллом, оказалась в Москве?

История собрания Фрэнсиса Хаскелла, которое представлено на выставке в залах фонда In artibus в сотрудничестве с «Галеев-галереей», могла бы стать фоном какого-то сюжета из Джона Ле Карре.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Все началось с того, что Арнольд Хаскелл, отец нашего героя, в юности увлекся балетом, а поскольку юность его пришлась на первую треть ХХ века, то это оказался, разумеется, русский балет Сергея Дягилева. В итоге Хаскелл-старший стал пиар-агентом труппы «Русского балета Монте-Карло», затем балетным критиком, другом Александра Бенуа и Михаила Ларионова, директором британской Королевской школы балета, автором первой на свете книги о Дягилеве и т.п. Женился он на дочери русского эмигранта Вере Зайцевой (не балерине, что странно).

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Их сын Фрэнсис стал известным британским искусствоведом, автором нескольких важнейших исследований искусства как социального явления. Во время Венецианской биеннале 1962 года Фрэнсис Хаскелл познакомился с сотрудницей Эрмитажа, специалистом по итальянскому рисунку Ларисой Салминой. Женился на ней и увез в Британию, где она стала хранителем Музея Ашмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Одним из наставников Хаскелла и другом семьи был хранитель коллекции живописи королевы Энтони Блант — он же знаменитый советский шпион, член «кембриджской пятерки». Впрочем, о его шпионской деятельности Фрэнсис Хаскелл с женой узнали уже после разоблачения.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Хаскелл скончался в 2000 году. К этому времени супруги собрали примечательную коллекцию графики, в основном итальянской гравюры. Это произведения Марко Денте да Равенна, Джованни Пиранези, Маркантонио Раймонди, Сальватора Розы, Джованни Баттисты Скултори и Адамо Скултори, а также листы фламандцев и англичан. Следующая глава истории началась примерно в 2004 году, когда коллекционер Нина Лобанова-Ростовская познакомила вдову Хаскелла Ларису с московским галеристом и собирателем Ильдаром Галеевым, который стал ее другом и часто бывал в ее оксфордском доме.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus. Фото: Фонд In artibus
Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

На протяжении 2014–2022 годов Салмина-Хаскелл, желая, чтобы уникальные листы из коллекции мужа были доступны на ее первой родине, безвозмездно передала собрание Галееву. Он, в свою очередь, воспользовался возможностью выставить его в залах фонда In artibus Инны Баженовой. Экспонаты подобраны так, чтобы представить любимую тему Хаскелла, Италию, в максимальной полноте. К выставке выпущен каталог собрания, в который также включены записи бесед Салминой-Хаскелл с Галеевым, биография ее мужа и его статья «Враги современного искусства».  

Фонд In artibus
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
До 24 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+