18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почему художники уходят от своих дилеров

Питер Дойг. «100 лет назад». 2001. Фото: Victoria Miro Gallery
Питер Дойг. «100 лет назад». 2001.
Фото: Victoria Miro Gallery
№118, февраль 2024
№118
Материал из газеты

Самые разные мастера, от начинающих до «голубых фишек», все чаще отказываются от галерейного представительства в пользу агентов или даже полной независимости

Показательно, что с 2020 по 2022 год ежегодный список самых влиятельных фигур на арт-рынке Power 100 от ArtReview поочередно возглавили художественный коллектив, NFT и движение за социальную справедливость. Если вспомнить, что десятилетием раньше за верхние строчки в рейтинге боролись мегагалеристы Ларри Гагосян и Дэвид Цвирнер, становится очевидно, насколько баланс сил на арт-рынке сместился в пользу художников. Одним из подрывных последствий этого сдвига стал рост числа авторов, которые отказываются от галерейного представительства в пользу более гибкого подхода к созданию, продвижению и продаже своего искусства.

Лондонская художница Рейчел Джонс, чьи абстракции, написанные масляной пастелью, пользуются большим спросом, недавно ушла из галереи Thaddaeus Ropac, чтобы опробовать альтернативные методы работы. Стремление Джонс к автономии необычно еще и потому, что она пока что находится в начале карьеры. Для более именитых художников эта перспектива, вероятно, менее пугающая.

В феврале Питер Дойг, художник с давно устоявшимся рынком, объявил об уходе из галереи Michael Werner после 23 лет сотрудничества. Паринас Могадасси, супруга Дойга и владелица нью-йоркской галереи Tramps, рассказала, что он начал «работать самостоятельно, его не представляет ни одна галерея, и у него нет планов сотрудничать с какими-либо галереями».Могадасси охарактеризовала отношения художников и дилеров как «хрупкий баланс» между профессиональным и личным. «Художник может быть уверен в полной прозрачности, только если он берет на себя ведущую роль во всех разговорах вокруг своей жизни и работы», — считает она.

Rachel Jones. Say cheeeeese. 2022. Фото: Eva Herzog/Galerie Thaddaeus Ropac
Rachel Jones. Say cheeeeese. 2022.
Фото: Eva Herzog/Galerie Thaddaeus Ropac

Появление героя: агент художника

Когда в 2015 году агентство United Talent Agency (UTA), входящее в большую тройку американских агентств, специализирующихся на продвижении представителей творческих профессий, запустило направление изящных искусств UTA Fine Arts, его главной задачей было повысить автономность художников. Покойный юрист Джошуа Рот, основатель UTA Fine Arts, тогда заявил: «Мы верим, что в мире искусства есть место для серьезной и профессиональной представительской структуры, которая помогает художникам получить больше контроля над карьерой и открывает для них новые и лучшие возможности».

Дилеры возражают, что их профессия уже обеспечивает такую структуру. Но на фоне все более глубокого слияния художественного мира со сферой элитного потребления, модой, телевидением, кино, музыкой и спортом сотрудничество художников с агентами получает все более широкое распространение.

UTA Fine Arts быстро удалось привлечь таких художников, как Билли Эл Бенгстон, Айзек Джулиан и Джуди Чикаго. Его конкуренты WME (принадлежащая группе Endeavour, в собственности которой находится ярмарка Frieze) и Creative Artists Agency (CAA) тоже могут похвастаться громкими именами в своем арсенале. Сфера их компетенции связана с коммерческим лицензированием произведений художника или их использованием в теле- и кинопроектах.

Параллельно растет число бутик-агентств, предлагающих альтернативу конгломератам. В 2015 году французская предпринимательница Марин Танги основала MTArt, в сентябре 2023-го Грэм Саутерн — агентство Southern & Partners, которое позиционируется как «независимая консалтинговая компания в сфере арт-менеджмента».

Существуют и частные агенты. Например Джо Хейдж, основатель Heni Group и партнер в лондонской юридической фирме, уже много лет без шума управляет продажами целого ряда крупных художников, в числе которых Дэмиен Хёрст и теперь свободный от галерейного представительства Дойг.

Дэмиен Херст и его картины «Цветущая вишня». Фонд современного искусства Cartier, Париж. Фото: Prudence Cuming  https://www.theartnewspaper.com/2021/07/29/damien-hirst-laid-off-63-people-last-autumn-while-claiming-pound15m-in-government-covid-19-loans
Дэмиен Херст и его картины «Цветущая вишня». Фонд современного искусства Cartier, Париж.
Фото: Prudence Cuming https://www.theartnewspaper.com/2021/07/29/damien-hirst-laid-off-63-people-last-autumn-while-claiming-pound15m-in-government-covid-19-loans

Агенты не только занимаются такими первостепенными задачами, как маркетинг и реклама, но и могут помогать художникам вести переговоры с крупными корпорациями, например о финансировании паблик-арта для новых зданий. Этот процесс требует сотрудничества с инженерами, литейщиками и другими специалистами, с которыми редко имеет дело обычный арт-дилер.

Дилеммы и компромиссы

В числе преимуществ самостоятельного представительства британский художник Ник Хорнби, который обходился без галерей на протяжении значительной части карьеры, называет «ощущение собственной агентности» и «возможность наращивать и сокращать объем работы своей мастерской» и отмечает, что приятно «знать, что ценность моего искусства зависит от моей собственной репутации, а не от репутации галереи». Сотрудники его мастерской выполняют значительную часть работы, которой обычно занимается дилер, в том числе администрированием, логистикой и архивированием. Минус заключается в том, что Хорнби приходится лично заведовать подавляющим большинством деловых интер­акций своей мастерской. «Это утомительно, — говорит он, — и временами мне бывает сложно выделить время на работу над идеями, на мечты».

Социальные сети дали художникам выход на широкую аудиторию и прямой контакт с покупателями и партнерами. Хотя статистика свидетельствует, что этот канал обеспечивает сравнительно небольшое число продаж, экономист Клэр Макэндрю, специализирующаяся на сфере искусства, отмечает: соцсети «зачастую служат для первичного знакомства с произведениями и художниками, а сама продажа осуществляется уже через галерею или ярмарку, на аукционе или напрямую у автора».

Онлайн-платформы — жизненно важный канал для цифровых художников. Несмотря на сдувающийся рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT), Майк Винкельманн, работающий под псевдонимом Бипл (Beeple), чей цифровой коллаж «Каждый день: первые 5000 дней» в 2021 году ушел на Christie’s за $69,3 млн, судя по всему, по-прежнему отлично чувствует себя и без галерейного представительства. И хотя наличие у него 2,3 млн подписчиков в известной соцсети, вне всяких сомнений, открывает определенные коммерческие возможности, без агента здесь тоже не обошлось. С тех пор как работы Винкельманна попали на арт-рынок, его консультирует — по крайней мере периодически — бывший продажник Christie’s Лоик Гузер. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+