18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

О «Природе вещей» среди модных вещей: Ирина Корина в BoscoVesna

Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Счастливое исцеление» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

На фасаде и в интерьерах торгового центра BoscoVesna появились арт-объекты Ирины Кориной. В скульптурах-ребусах, соединяющих явления природы и образы культуры, зашифрованы истории, но придумать их предлагается зрителю

Что объединяет голову горгоны, вотивные фигурки, слона, шмеля, пыльцу и круассан? Нет, это не загадка современного Сфинкса, а предложение пофантазировать над скульптурными объектами Ирины Кориной, которые появились в пространстве торгового центра BoscoVesna на Новом Арбате в Москве. Даже не появились, а расцвели, едва повеяло весной, — недаром две монументальные композиции, установленные прямо на фасаде, называются «Букеты будущего». В этих и других «букетах», размещенных в атриуме и на этажах центра, соединились, казалось бы, никак не связанные между собой предметы и образы. Впрочем, никак не связанные — это только на первый взгляд.

Композиция «Потерянное кольцо» состоит из фотографий весеннего поля и тающего снега, сделанных художницей на даче, вотивной фигурки в виде глаза со слезой, а еще окошка из таблицы Менделеева с обозначением золота. А «Четырнадцатое апреля» — из снежных проталин, формулы воды и вдруг — пальмового листа и нескольких шмелей. История умалчивает, как эти «действующие лица» (именно так названы элементы каждого арт-объекта) оказались рядом в одном месте и в одно время. Ирина Корина, много работавшая театральным художником, хочет, чтобы каждый зритель почувствовал себя чуть-чуть драматургом и придумал собственную историю — поделиться ею можно на сайте проекта, отсканировав QR-код.

Инсталляция  «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Инсталляция «Букеты будущего» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Там же можно посмотреть видеоролики, в которых художница дает ключи к интерпретации работ (но надо помнить, что авторская интерпретация — лишь одна из возможных: объекты-ребусы не имеют единственно верной разгадки). Вот, например, надувная скульптура «Счастливое исцеление». Действующие лица — тысячекратно увеличенные споры и пыльца растений, формула шоколада, ракушка и вотивная фигура «Серебряное ухо» (вотивы в форме ушей, глаз, рук, ног, сердец и других органов, которые нуждаются в исцелении, можно увидеть в церквях в разных уголках мира). Здесь художница предлагает поразмыслить, насколько эфемерно все то, что кажется нам важным здесь и сейчас. Можно терзаться мыслями о политике или глобальных катаклизмах, жить в ожидании повышения на работе или поездки на море, делать научное открытие, но, как только у твоего ребенка разболится ухо из-за отита, все остальное отойдет на второй план. А в иной момент ты не можешь думать ни о чем другом, кроме как о чашечке кофе и свежем круассане. И вообще, откуда взялись шмели 14 апреля? А потерянное кольцо — можно ли будет найти его, когда сойдет снег? Мысли роятся в голове, и иерархия наших забот меняется от минуты к минуте день ото дня.

Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление». Фото: BoscoVesna
Скульптура «Природа вещей» из совместного проекта BoscoVesna и Ирины Кориной «Природа вещей. Обновление».
Фото: BoscoVesna

Скульптуры Ирины Кориной передают это ощущение мимолетности, переменчивости, неоднозначности. Слон, на котором стоял мир, теперь взметнулся ввысь и парит вместе с гигантским пушистым шмелем в 17-метровой скульптуре «Природа вещей», которая растянулась от пола до потолка в пространстве атриума. В этом же вихре можно различить перевернутую елку. Еще вчера она сияла огоньками и радовала глаз, а сегодня ее несут на помойку. Споры и пыльца обещают начало нового цикла жизни, когда природа вновь зацветет и заблагоухает, но кому-то столь долгожданная весна сулит мучительные приступы аллергии. А вот и горгона Медуза, превращенная в страшное чудище за преступление, в котором она была жертвой: Посейдон силой взял ее в храме Афины, что и разгневало богиню. Мир изменился, и сегодня «культура отмены» ударила бы уже по Посейдону.

Весь проект Ирины Кориной для BoscoVesna называется «Природа вещей. Обновление», а курирует его Марина Федоровская. Ранее в этих стенах уже поработал Андрей Люблинский — его яркие, жизнерадостные скульптуры и баннеры в духе Minecraft и других компьютерных игр на год стали частью экосистемы торгового центра. Директор BoscoVesna Игорь Казаков подчеркивает, что это «масштабная и долгосрочная инициатива» — к сотрудничеству будут привлекать и других авторов. Приглашение Кориной кажется смелым шагом: в ее искусстве нет глянца, это почти арте повера (итал. arte povera — «бедное искусство») русских антресолей, дворов, дач и лесов. Интрига состояла в том, как работы художницы покажут себя на территории люксовых брендов. А впрочем, для арте повера нет лучшего антуража, чем дворец или вилла. И лощеное пространство модного ретейла тоже стало подходящим фоном. Важно, что не наоборот. Художники, сотрудничающие с BoscoVesna, делают искусство, а не дизайн-проекты.

«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции. Фото: BoscoVesna
«Природа вещей. Обновление», совместный проект BoscoVesna и Ирины Кориной. Детали экспозиции.
Фото: BoscoVesna

Нетипичное для размещения арт-объектов пространство (хотя сегодня это уже условность, так как мы наблюдаем художественные интервенции повсюду) позволяет подчеркнуть важную для Ирины Кориной идею соединения несоединимого. Невозможно разложить окружающий мир по ящичкам: искусство запереть в музеях, науку — в исследовательских институтах, всю рухлядь забыть на антресолях, моду оставить для подиума, воспоминания утрамбовать в фотоальбом, а жизнь — в рабочий график. А еще отсоединить серьезные мысли от несерьезных и запретить шмелям вылетать за пределы луга и за пределы лета. Все бесконечно пересекается: кольцо теряется в траве, пришедший на шопинг находит искусство, а название «всёческого» проекта Ирины Кориной заставляет вспомнить поэму I века до н.э. «О природе вещей». Там у Лукреция говорится о том, что атомы, составляющие предмет, не умирают вместе с его разрушением, а становятся материалом для новых сочетаний. А материалом для мысли и воображения может служить что угодно: и голова Медузы, и вотивные фигурки, и слон, и шмель, и пыльца, и круассан. Даже одновременно.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+