18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Строительство филиала Исторического музея у Новодевичьего монастыря завершится в 2025 году

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Представители ППК «Единый заказчик» показали, как идет стройка в Лужнецком проезде, и обозначили сроки сдачи объекта. Собственно музей, посвященный истории Русской православной церкви и Новодевичьего монастыря, откроет свои двери в 2026 году

Строительство филиала Государственного исторического музея у Новодевичьего монастыря планируется завершить к концу 2025 года. Об этом сообщила журналистам руководитель дирекции по строительству уникальных объектов публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» Наталья Зарубина.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Сам музей, экспозиция в котором будет посвящена истории Русской православной церкви с акцентом на историю Новодевичьего монастыря, откроется в 2026 году, уточнили представители Исторического музея. Для ГИМ создание филиала на эту тему вполне закономерно: до 2010 года монастырь являлся филиалом музея. Главный хранитель Марина Чистякова рассказала нам, что в новое здание переедет вся коллекция церковного искусства, которая была вывезена из монастыря после передачи его Русской православной церкви. В последние полтора десятилетия из-за недостатка экспозиционных площадей в главном здании Исторического музея почти вся она хранится в фондах. В филиале будут представлены лучшие предметы, происходящие из ризницы монастыря, связанные с русскими государями, с членами их семей, то есть с царственными насельницами обители: их вклады, личные вещи, надгробные иконостасы и парсунные изображения.

Марина Чистякова уточнила, что внутри монастыря остались предметы, числящиеся на балансе ГИМ, в первую очередь пять иконостасов в действующих церквях. Сотрудники музея регулярно следят за их состоянием и сохранностью. «В монастыре понимают, какого уровня святыни, произведения искусства находятся в храмах, и поэтому в этом отношении у нас налажено тесное и удачное сотрудничество», — сказала она. Будущий музей будет предназначен и для светских зрителей, и для паломников, навещающих Новодевичий.

Зинаида	Ахочинская. «Царевна Софья Алексеевна». Фото: Государственный исторический музей
Монета наградная. «Царевна Софья». Золотой в 1 угорский. Для участников Первого Крымского похода. 1687.  Россия. Фото: Государственный исторический музей
Клавдий Лебедев. «Смерть царя Федора Алексеевича». 1870-е. Россия. Фото: Государственный исторический музей
Столик царевны Софьи. Фото: Государственный исторический музей
Зинаида Ахочинская. «Царевна Софья Алексеевна».
Фото: Государственный исторический музей
Монета наградная. «Царевна Софья». Золотой в 1 угорский. Для участников Первого Крымского похода. 1687. Россия.
Фото: Государственный исторический музей
Клавдий Лебедев. «Смерть царя Федора Алексеевича». 1870-е. Россия.
Фото: Государственный исторический музей
Столик царевны Софьи.
Фото: Государственный исторический музей

По словам Чистяковой, в Историческом музее ведется активная работа с архитекторами и художниками будущей экспозиции, кураторами. «Мы уже почти представляем себе, как будут выглядеть выставочные залы и что будет в них находиться», — рассказала главный хранитель.

В свою очередь, Наталья Зарубина, которая в ППК «Единый заказчик» отвечает не только за эту стройку, но и за другие музейные долгострои («уникальные объекты»), рассказала нам о том, с чем пришлось столкнуться компании, после того как эти проекты, включая ГМИИ им. А.С.Пушкина и Политехнический музей, перешли в ее ведение. «Было сложно. Но тем не менее мы справляемся. Мы нашли компромиссные варианты с музейными руководителями. На объектах пришлось решать проблемы с импортозамещением материалов и оборудования. Но мы сумели не менять планировок, а оставить те, которые были изначально согласованы. Также мы провели значительный аудит по объектам, на который потребовалось немало времени. И в итоге возникли вопросы по подрядным организациям. Но мы справились. Работа была ювелирная, тонкая. В итоге где-то суды идут сейчас, где-то уже подписаны мировые соглашения».

Строительство экспозиционно-выставочного центра Государственного исторического музея около Новодевичьего монастыря было анонсировано правительством в 2016 году. Тогда планировалось завершить его к 2023 году. Создание комплекса, согласно распоряжению правительства, относится к мерам по сохранению исторического облика особо ценного объекта культурного наследия народов РФ «Ансамбль Новодевичьего монастыря», 500-летие которого отмечается в 2024 году.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

К 2019 году строительные работы еще не начались: шли поиски конкретного места поблизости от монастыря, где можно было бы разместить здание. В итоге был выбран участок по адресу Лужнецкий проезд, владение 15. Ранее здесь располагалась детская инфекционная больница, а потом компания «Медстройинвест» планировала возвести жилое здание. В итоге права на владение этим земельным участком были переданы государству. Но строительство филиала ГИМ все никак не начиналось, пока работы над объектом не были переданы, в числе прочих музейных долгостроев, от структур Министерства культуры к ППК «Единый заказчик в сфере строительства», специально основанной для этого в феврале 2021 года.

Проект представляет собой здание небольшой высотности, чтобы не нарушать историческую застройку района около монастыря — памятника из списка ЮНЕСКО. Проектированием занималось ТПО «Резерв» во главе с Владимиром Плоткиным. Это четырехэтажный комплекс с шести-семиметровой консолью и световым фонарем на кровле, выполненный в стиле брутализм. В отделке будут использованы объемные керамические глазурованные панели нескольких оттенков — от терракотового до темно-коричневого, белые фиброцементные панели и стеклофибробетонные плиты с контррельефным изображением Новодевичьего монастыря.

Проект Музея истории Новодевичьего монастыря. Фото: Москомархитектура
Проект Музея истории Новодевичьего монастыря.
Фото: Москомархитектура

Площадь здания составит порядка 10 тыс. кв. м. На первом этаже комплекса будут располагаться зона для интерактивных занятий с детьми, многофункциональный зал, магазин сувениров и кафетерий, а также атриум с открытой лестницей и лифтами, связывающими все общественные уровни музея. В подземной части здания разместится парковка.

В выставочных залах, расположенных на верхних этажах, планируется создать основную экспозицию, посвященную истории монастыря в контексте русского государства и церкви. Кроме того, в центре запроектированы лекционный зал на 140 мест и фондохранилища для части коллекций Государственного исторического музея.

Также музей занимается реставрацией здания бывшего Дворцового ведомства на пересечении Большого Левшинского и Денежного переулков, где разместится Музей истории российского казачества.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+