18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Панорамный режим включен: выставка Франца Рубо в Нижнем Новгороде

Франц Рубо. «Всадники». 1903.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Франц Рубо. «Всадники». 1903.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

При крещении он получил имя Франсуа Иван, в Германии его называли Францем, в России — Францем Алексеевичем. Он родился в семье французского книготорговца в Одессе, там же учился рисунку, затем живописи — в Мюнхене

О себе Франц Рубо (1856–1928) так писал в 1901 году: «Я родился и жил более 22 лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского быта и русской боевой жизни. По всем этим признакам меня следует считать русским художником». И действительно, его карьера состоялась в России благодаря поддержке, которую оказал 26-летнему художнику Александр III. Случилось это в 1882 году, вскоре после дебюта Рубо на выставке в Санкт-Петербурге с картиной «Атака запорожцев в степи». Император, неравнодушный к батальному жанру, выделил средства для путешествий по Украине, Кавказу и Средней Азии, во время которых Франц Рубо создал множество эскизов. В 1886 году художник получил первый большой заказ от правительства — написать 19 картин для Военно-исторического музея в Тифлисе, отражающих ключевые эпизоды войн на Кавказе, а также войн России с Турцией и Ираном и походы в Среднюю Азию.

Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Громкая слава к художнику придет в 1890-м, после создания эффектной панорамы «Штурм аула Ахульго». Ее первый показ прошел в Мюнхене, затем она отправилась в Париж (Рубо получил за создание панорамы орден Почетного легиона), а премьера в России состоялась на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году в специально построенном для нее павильоне.

Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Картины для всеобщего обозрения» в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

В основу нынешней выставки в Нижегородском государственном художественном музее легли экспонаты из коллекции Музея-панорамы «Бородинская битва». Пожалуй, самый интересный раздел посвящен как раз гастролям «Штурма аула Ахульго» в Нижнем Новгороде. Его центральные экспонаты — картины «Кавказская разведка», «Схватка русских с горцами» (эскиз к панораме).

Франц Рубо. «Кавказская разведка».  Фото: Музей-панорама «Бородинская битва»
Франц Рубо. «Кавказская разведка».
Фото: Музей-панорама «Бородинская битва»

Здесь же представлено полотно «Всадники» (1903) из собственного собрания нижегородского музея.

Нижегородский государственный художественный музей
«Картины для всеобщего обозрения»
До 16 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+