18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Художники и их зрители: путешествие из Орла в Москву

Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского». Фото: Не Галерея
Работа Милы Гавриловой «Пейзаж с борщевиком Сосновского».
Фото: Не Галерея
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Есть ли современное искусство в Орле? И если есть, то нужно ли оно кому-то в самом городе и за его пределами? Выставка в «Фабрике» — интересный результат экспедиции куратора Ирины Семкиной в Орел — город, почти не освоенный современным искусством

Выставка «Орловский авангард», для которой свои залы предоставил Центр творческих индустрий «Фабрика», завершает собой большое исследование, проведенное в Орле куратором Ириной Сёмкиной. Она решила экспериментально ответить на вопрос, «есть ли место современному искусству в музее». В Москве будет показана тотальная инсталляция из работ художников, которые были обнаружены в ходе исследования. Ее дополняет документальный архив по изучению художественной среды, собранный куратором.

Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.  Фото: Не Галерея
Работа Светланы Мухиной «Странная женщина» - вышивка по текстилю.
Фото: Не Галерея

Орел был выбран как пример города, никак не освоенного современным искусством — как минимум с первого взгляда. Ирина Сёмкина организовала там временную площадку под названием «НеГалерея», пригласила художников «не реалистического» направления и провела ряд выставок. Она работала абсолютно со всеми, используя традиционные музейные методы, и параллельно читала лекции для зрителей, проводила опросы, а также пыталась коммуницировать с художественными институциями традиционного направления.

По результатам этой работы можно написать социальный роман, в котором будут и реакция местного Союза художников на появление «конкурентов», и нежелание актуальных художников, в свое время вырвавшихся из Орла, ассоциироваться с этим городом, и, наконец, отношение зрителей, оказавшихся самыми что ни на есть благодарными.

Они, по результатам опроса, готовы поддержать создание в городе музея современного искусства — даже те, кто ставил галочку в клетке «современное искусство — пока не мое». За четыре месяца работы «НеГалереи» через нее прошло 3 тыс. человек, а самым востребованным направлением было образовательное — лекции, посвященные авангардному искусству ХХ века.

На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая. Фото: Не Галерея
На выставке будет много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.
Фото: Не Галерея

Из 25 художников, с которыми Сёмкина работала в Орле, на московской выставке покажут полтора десятка. «Работы демонстрируют огромное различие в техниках, — рассказывает куратор, — и даже выбор медиумов нередко оказывается результатом взаимодействия актуальных художников с местным „музейным“ контекстом. Кто-то работает с керамикой, чтобы избежать конфронтации с „традиционной живописью“. Кто-то уходит в текстиль, кто-то делает огромные инсталляции из картона». На выставке будет саунд-арт и видео-арт, а еще много живописи — например, нежно-розовые заросли борщевика, поглощающие новостройки, в исполнении Милы Гавриловой или депрессивные городские виды Анатолия Федая.

Смогут ли они — и другие современные художники из Орла — еще когда-нибудь увидеть свои работы на больших музейных выставках или им место сугубо в андерграунде? «Мы никак не перешагнем этот порог лояльности к актуальному, мы заложники застывших стереотипов восприятия современного искусства», — к такому выводу приходит Ирина Сёмкина по итогам эксперимента. Вывод невеселый, соглашаться с ним или нет — на этот вопрос сразу и не ответишь, но «Орловский авангард» по крайней мере дает посетителям интересную почву для размышлений.

В параллельной программе выставки пройдут дискуссии о формате кураторских экспедиций как способе изучения регионального художественного ресурса, о роли куратора «в стерильном художественном ландшафте» и о формировании аудитории современного искусства.  

Центр творческих индустрий «Фабрика»
«Орловский авангард»
17 мая – 30 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+