18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

На фабрике-кухне в Самаре изготовлен музейный блокбастер

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Самарский филиал Государственной Третьяковской галереи — первый из ее филиалов в регионах России — открылся выставкой «На вкус и цвет». Тема еды в отечественном искусстве преподнесена на обширном материале двух последних столетий

Контуры этого архитектурно-реставрационного проекта наметились почти десятилетие назад, а его практическая реализация шла с 2019 года. Теперь все строительные и организационные хлопоты позади: в историческом здании самарской фабрики-кухни торжественно открылся филиал ГТГ. На очереди еще филиалы Третьяковки в Калининграде и Владивостоке, но музейное отделение в Самаре стало региональным «первенцем».

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

«Мы первыми прошли шаги, которые теперь перенимают филиалы на других территориях, — говорит Михаил Савченко, директор Самарского филиала Третьяковской галереи. — Например, мы первыми сделали временное пространство в центре города, за пределами идущей стройки, и сейчас по такой же модели действуют во Владивостоке. Это интересный опыт сотрудничества. Сейчас наступил следующий этап — абсолютно новый музей, новая команда. Мы помним, что у нас на чашах весов два мощных смысла. С одной стороны, это филиал Третьяковской галереи и все, что с этим связано. А с другой — это фабрика-кухня, что не менее важно: возникает более широкая тематическая рамка, и в ней мы тоже хотим работать».

Здание фабрики-кухни при заводе имени Масленникова было построено в 1930–1932 годах по проекту Екатерины Максимовой (1891–1932), первой в России женщины-архитектора, сторонницы идей конструктивизма. Очертания этого комплекса в плане напоминали изображение серпа и молота, что, помимо очевидной отсылки к идеологической эмблеме, имело еще и функциональный смысл: такая архитектурная форма хорошо соотносилась с концепцией конвейерного приготовления и подачи пищи. Размах производства был впечатляющим — 9 тыс. обедов в сутки. Не менее впечатляющим получилось и само здание, которое впоследствии историки архитектуры отнесли к шедеврам конструктивизма.

Экспозиция музея фабрики-кухни.  Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Экспозиция музея фабрики-кухни.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Правда, в своем первоначальном виде фабрика-кухня существовала недолго. Начиная с 1940-х годов здание не раз подвергалось перестройкам и трансформациям, к тому же со временем начали ветшать несущие железобетонные конструкции. Из-за банкротства завода общепитовский комплекс перешел в частные руки, а к 2000-м годам его территория оказалась заброшена, и речь уже шла о сносе. Лишь благодаря активности градозащитников, поддержанной депутатом Госдумы Александром Хинштейном, снос удалось предотвратить, а здание — вернуть в федеральную собственность. Сначала предполагалось, что здесь разместится филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), но после того, как эту институцию реорганизовали, ответственность за дальнейшую судьбу фабрики-кухни взяла на себя Третьяковская галерея.

С 2019 года длилась эпопея с реконструкцией, реставрацией и приспособлением помещений под музейные нужды. The Art Newspaper Russia не раз публиковала материалы о ходе этого процесса. Технические параметры обновленного пространства были понятны еще два года назад: общая площадь — 8 тыс. кв.м, из них 2 тыс. кв.м — выставочные залы на втором этаже, расположенные в условном «серпе», где первоначально размещались залы обеденные. А еще были спроектированы помещения для образовательных программ, творческих мастерских, арт-резиденции и музейного магазина, не говоря об административной и инфраструктурной зонах. Все это воплощено и уже работает — или заработает вот-вот, в ближайшие недели.

Экспозиция музея фабрики-кухни.  Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Экспозиция музея фабрики-кухни.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

«Этим летом будем запускать арт-резиденции, — объясняет Михаил Савченко. — Концепция звучит как „художник плюс“, то есть мы хотим приглашать на одну сессию художника вместе с каким-то еще специалистом не из художественной сферы — например, ученым-гидрологом или поваром. Интересно попробовать на стыке разных практик нащупать новый язык или новые темы. Для нас это зона эксперимента. А еще важно выстраивать отношения с населением, поскольку мы находимся в густонаселенном районе города. Такой задаче во многом служит „Сад баланса“, расположенный по соседству. Вместе с городом был благоустроен пустырь, и сейчас это смысловое пространство. Здесь среди растений помещены фрагменты руин завода имени Масленникова, который уже снесен. Летом запустим проект под названием „Соседский огород“. Все вместе это и продолжение музея фабрики-кухни, и одновременно комьюнити-центр. Вход сюда будет свободным».

Упомянутый музей фабрики-кухни расположился на первом этаже здания. Пространство это довольно камерное, зато максимально насыщенное экспонатами (кураторы Николай Кислухин, Мария Армен, Елена Вяльцева; экспозиционный дизайн — Дмитрий Сорокин и Мария Армен, архитектор Юлия Наполова). Посвящен мини-музей не только конкретной самарской истории — хотя она здесь главная, конечно, и большинство артефактов происходят из местных источников, — но и в целом теме общественного питания советского периода — с отдельным акцентом на конструктивистские подходы и решения. Реальный тогдашний общепит не отличался особыми гастрономическими изысками и декоративной роскошью, а вот экспозицию про него удалось сделать чрезвычайно увлекательной.

Экспозиция музея фабрики-кухни.  Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Экспозиция музея фабрики-кухни.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Искусство на первое, второе, третье и на десерт

Премьерная выставка в новой институции тоже — вполне предсказуемо — посвящена еде, однако ракурс тут иной, сугубо художественный. Главным поставщиком произведений искусства, включенных в проект «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» (до 3 ноября), выступила сама Третьяковка, но добавлены также несколько работ из частных коллекций или из собственных запасов ныне живущих художников. Преобладает живопись в хронологическом диапазоне от 1820-х годов до буквально наших дней, хотя встречаются и объекты, и инсталляции, и произведения видео-арта. В общей сложности экспозиция вместила 92 экспоната, включая полотна из постоянной экспозиции ГТГ, пользующиеся многолетней всенародной популярностью, — «Завтрак аристократа» Павла Федотова и «Охотники на привале» Василия Перова.

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Концепция менялась во времени, признается куратор выставки, главный специалист научно-выставочного отдела Самарского филиала ГТГ Константин Зацепин. «Стояла задача обжить здание и манифестарно о себе заявить, — рассказал нам куратор. — Довольно органично было сделать выставку про еду как константу и про опыт, который этому сопутствует. Поначалу, в постковидные времена, в 2021 году, мы отталкивались от такой антропологической проблемы, как утрата вкуса в результате болезни. А вкус — это контакт с миром, контакт с материальным. Однако впоследствии эта проблема отошла на задний план, и появилась тема радостей жизни вопреки всему — радостей, которые люди стали находить в малых, частных делах. Выставка начала приобретать именно такое звучание. Она задумывалась как более современная, лишь с вкраплениями классики, а теперь, пожалуй, обстоит наоборот — это скорее классическая выставка с вкраплениями современного материала».

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Титульная тема вроде бы нехитрая, тем не менее проект получился сложносочиненным. Ни банальная хронология, ни членение экспозиции по сугубо гастрономическим признакам устроителей выставки не вдохновили, и в итоге применен был более затейливый принцип. «За основу структуры экспозиции взят образ трапезы как циклического сюжета с делением на первое, второе и третье, — пишет Константин Зацепин в каталожной статье. — Эта цепочка повторяет ритмику аффектированных человеческих состояний, связанных с утолением голода и удовольствием от еды: предвкушение — услаждение — пресыщение».

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Такая структура в целом себя оправдывает: неожиданные, хотя вполне обоснованные стыки (например, картина «Земство обедает» передвижника Григория Мясоедова более чем удачно соседствует с фотореалистическим полотном «Еда и отдых» Семена Файбисовича, запечатлевшим будни бомжей) воспринимаются куда живее и эмоциональнее, чем линейные перечни, повторяющие ход истории искусства. Правда, у сложносочиненности есть свои недочеты. То, что выглядит цельным, понятным и хорошо темперированным на небольшом участке экспозиции, порой перестает быть таковым, когда залы уходят вдаль. Дойдя до конца раздела, можешь забыть, с чего именно он начинался. Размах выставочных пространств на фабрике-кухне и впрямь внушительный, так что выверенная концепция несколько размывается в пространственно-временном континууме. Но все же никогда не разваливается. Огромный плюс этой выставки — присутствие большого числа по-настоящему сильных, берущих за душу произведений, причем из разного времени. Они служат ориентирами и не позволяют полностью выпасть из кураторской парадигмы.

Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.   Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Выставка «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» в самарском филиале Третьяковской галереи.
Фото: Евгений Шаров / Филиал Третьяковской галереи в Самаре

Выставка «На вкус и цвет» поселилась здесь надолго, но, разумеется, не навсегда. Что дальше? «Есть два проекта, которые сейчас рассматриваются, — уклончиво говорит Михаил Савченко. — Как раз сейчас у нас здесь коллеги из других музеев, с которыми мы должны это обсудить, в том числе очередность этих выставок. Будут вещи не только из Третьяковской галереи. Подробности пока раскрыть не могу».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+