18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новое пространство Музея AZ на Маросейке стало еще больше

Юрий Злотников. Из серии «Преодоление».1980-е.  Фото: Музей AZ
Юрий Злотников. Из серии «Преодоление».1980-е.
Фото: Музей AZ
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Филиал Музея AZ расширяется, чтобы стать полноценной площадкой для показа современного искусства

Проект Наталии Опалевой, который начинался просто как музей Анатолия Зверева, превратившись потом в более всеобъемлющий и гостеприимный к другим художникам Музей AZ, продолжает расширение. В том числе по временному охвату — теперь это не только место для нонконформистов, но и площадка для наших современников.

Центр современного искусства AZ/ART.  Фото: Музей AZ
Центр современного искусства AZ/ART.
Фото: Музей AZ

Основное трехэтажное здание музея близ метро «Маяковская» останется, так сказать, за «старыми мастерами» (и вдобавок сейчас на несколько месяцев закрыто на ремонт). А молодая кровь будет кипеть на Маросейке. Там в декабре 2022 года музей зашел в бывшие нарышкинские палаты XVII века, провел на экспериментальной площадке несколько небольших выставок и вот теперь решил развернуться как следует. Сейчас под крышей Центра современного искусства AZ/ART два выставочных зала, отдельный большой зал для лекций, кинопоказов и прочих публичных мероприятий, также работают просторная кофейня и книжный магазин.

Александр Дашевский, выбранный куратором выставочного сезона — 2024–2025, рассказал нам, что «AZ/ART — это место, где мы будем экспериментировать с тем, как показывать искусство 1960–1980-х годов через оптику современного искусства». Он уточнил, что в собрании AZ есть большой корпус работ ныне живущих авторов и он продолжает пополняться.

Центр современного искусства AZ/ART.  Фото: Музей AZ
Центр современного искусства AZ/ART.
Фото: Музей AZ

Обновленное пространство филиала Музея AZ на Маросейке открывается 20 июня вручением первой ежегодной премии в области искусствоведения и журналистики «Zverev Art Prize / Взгляд. Интерпретация. Позиция» и выставкой «Неочевидные пересечения».

Как рассказывают в музее, проект — это субъективный взгляд на возможные точки сближения и сравнительную общность творческих методов, художественных средств, образного ряда, языка и сюжетов произведений советских неофициальных художников и композиторов второй половины XX века. Проект подготовлен совместно с Фондом Николая Каретникова, его кураторами выступили основательница Музея AZ и ЦСИ AZ/ART Наталия Опалева, исполнительный директор фонда Антон Каретников и музыковед и музыкальный куратор Сергей Терентьев.

Михаил Чернышов. «Удвоение». 1977.  Фото: Музей AZ
Михаил Чернышов. «Удвоение». 1977.
Фото: Музей AZ

Идея «Неочевидных пересечений» — продемонстрировать объемную панораму интермедиальных пересечений внутри «второго авангарда». Среди представленных на выставке художников — Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Валентина Кропивницкая, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Евгений Михнов-Войтенко, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Олег Целков, Михаил Чернышов. Список композиторов включает в себя такие имена, как Андрей Волконский, София Губайдулина, Николай Каретников, Сергей Слонимский, Виктор Суслин, Борис Тищенко, Галина Уствольская, Альфред Шнитке и другие композиторы-шестидесятники.

В течение лета состоится серия из десяти концертов, которые будут сопровождать временные выставки в так называемом Музыкальном зале, сменяющиеся к каждому новому концерту и дополняющие его тему.

Михаил Шварцман. «Иература». 1970.  Фото: Музей AZ
Михаил Шварцман. «Иература». 1970.
Фото: Музей AZ

Осенью Александр Дашевский продолжит разговор об искусстве и музыке, представив проект о взаимодействии современной музыки и современного искусства уже в XXI веке.

Ранее планировалось, что первым проектом в AZ/ART станет «Вне эксплуатации», куратором которого должен был быть Дашевский. Однако в итоге от него решили отказаться ради анонсированной выше программы. «Мне хотелось показать красоту архитектуры этого здания, открыть окна, пустить свет, наполнить это пространство музыкой», — объяснила изменение концепции Наталия Опалева.

Центр современного искусства AZ/ART
«Неочевидные пересечения»
С 20 июня 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+