18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Новый музей в Брюгге: обитель милосердия и искусства

В новом музее Синт-Янсхоспиталь шедевры Ганса Мемлинга получат новое место в центре внимания, где они смогут засиять во всей красе. Фото: Musea Brugge
В новом музее Синт-Янсхоспиталь шедевры Ганса Мемлинга получат новое место в центре внимания, где они смогут засиять во всей красе.
Фото: Musea Brugge
№121, май 2024
№121
Материал из газеты

Зданию средневековой больницы Святого Иоанна придана новая функция — не только рассказывать об истории медицины, но и демонстрировать выдающуюся художественную коллекцию, принадлежащую этому музею. Главный ее герой — Ханс Мемлинг, но не он один

Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе. Она известна с XII века. Ее двери всегда были открыты страждущим — больные, бедные, путешественники и паломники находили здесь ночлег, еду и заботу.

Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе. Фото: Musea Brugge
Больница Святого Иоанна в бельгийском Брюгге — одно из старейших и хорошо сохранившихся больничных зданий в Европе.
Фото: Musea Brugge

В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства. Институция обладает второй по величине коллекцией (девять работ) ярчайшего мастера Северного Возрождения Ханса Мемлинга (1433/35–1494). Только Метрополитен-музей в Нью-Йорке имеет больше (одиннадцать произведений).

Мемлинг родился в Германии. Примерно в 25 лет приехал в Брюссель и поступил в ученики к известному мастеру Рогиру ван дер Вейдену, а еще через пять лет навсегда поселился в Брюгге и именно здесь создал свои главные работы. Специально для больницы Святого Иоанна Мемлинг исполнил монументальный алтарь, два триптиха и расписал знаменитую раку святой Урсулы (1489). Сегодня эти произведения экспонируются в музейной церкви, внутри которой для них выстроен стеклянный дом — своего рода гигантская витрина.

В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства. Фото: Musea Brugge
В 2024 году в больнице начал работу уникальный музей, в котором истории о милосердии, медицинской помощи, фармацевтике, жизни и смерти соединены с выдающимися произведениями искусства.
Фото: Musea Brugge

Одним Мемлингом дело не исчерпывается. В музее представлены обширная коллекция фламандской живописи XVI–XVII веков, коллекция скульптур святых — покровителей медицины, а также предметы повседневного больничного обихода: мебель, медицинские инструменты, аптекарские банки, религиозные обереги, которые сестры приносили в утешение больным. Посетители смогут узнать, каково было страдать от болезней в прошлом и как люди справлялись со смертью близких и соблюдали траур. Истории минувших дней дополнены исповедями наших современников, записанными на видео и показанными на плазменных панелях. Согласно новомодным экспозиционным практикам музей весьма интерактивен. Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии.

Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии. Фото: Musea Brugge
Средневековое искусство и больничная коллекция соединены с работами современных авторов, таких как бельгийка Берлинде де Брёйкере и Патриция Пиччинини из Австралии.
Фото: Musea Brugge

Здание музея и окружающая его территория также являются важными историческими экспонатами. Монументальный чердак больницы Святого Иоанна не знает аналогов в Европе. Крыша держится на гигантских дубовых фермах, вся конструкция — шедевр инженерно-строительной мысли Средневековья. Сегодня чердак доступен для осмотра.

Информационные стенды с QR-кодами, расставленные вокруг здания, расскажут, как развивался больничный комплекс, куда исчезло кладбище, где находились фруктовый сад и огород.

Больничная аптека, открытая в 1643 году в бывшем женском монастыре братства рядом с больницей Святого Иоанна, работала до 1972 г. Сегодня больничная аптека выглядит так же, как и 300 лет назад. Фото: Musea Brugge
Больничная аптека, открытая в 1643 году в бывшем женском монастыре братства рядом с больницей Святого Иоанна, работала до 1972 г. Сегодня больничная аптека выглядит так же, как и 300 лет назад.
Фото: Musea Brugge

Посетители могут зайти в аптеку, в которой сохранился подлинный интерьер XVII века. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+