18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Куратор Марина Лошак открывает выставку о любви Иосифа Бродского к Китаю

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Экспозиция в музее «Полторы комнаты» из подлинных восточных предметов выстроена вокруг стихотворения «Письма династии Минь» и семейных воспоминаний Бродских

Проект «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах», кураторами которого выступили Марина Лошак и Юлия Сенина, открывается 19 июня в музее «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге. За визуальное оформление выставки отвечают однофамилец поэта архитектор Александр Саввич Бродский и Анастасия Демидова-Рындина.

Тема Китая была выбрана не случайно. В наследии Бродского есть стихотворение, которое он начал писать еще в Ленинграде, а закончил в эмиграции в 1977 году, — «Письма династии Минь» («Скоро тринадцать лет, как соловей из клетки вырвался и улетел»). Оно было одним из его любимейших стихотворений нью-йоркского периода. Кстати, в нем Бродский ради благозвучия добавил к правильному написанию династии Мин мягкий знак, пожертвовав научной точностью. Его примеру последовали и в музее, озаглавливая выставку.

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Помимо конкретного стихотворения, проект рассказывает о глобальном интересе Бродского к Востоку. Он зародился еще в детстве благодаря рассказам его отца Александра Ивановича Бродского о военной службе и привезенным им с Востока предметам.

Со службы в Маньчжурии, куда отец поэта был командирован после окончания Второй мировой войны (чем именно он там занимался, установить так и не удалось), в 1954 году он привез в Ленинград три ящика трофеев. В 1955-м эти предметы переехали вместе с семьей Бродских в полторы комнаты и оставались в этих стенах до смерти Александра Бродского в 1984 году. «В каких бы там военных играх в Китае он ни был замешан, наша маленькая кладовка, наши буфеты и стены сильно выгадали от этого», — пишет Иосиф Бродский в эссе «Полторы комнаты» (1985).

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Любимой игрушкой подрастающего мальчика стала модель китайской джонки. «И в какой-то мере Китаю Бродский обязан своим писательством, так как пишущая машинка с кириллической раскладкой, за которой поэт начинал свои пробы пера, тоже была в багаже отца. Символично, что и чемодан, на котором Бродский заснят на аэродроме «Шоссейная» в день отъезда из СССР 4 июня 1972 года, тоже был привезен отцом из Китая», — отмечают в музее. А самые ценные предметы, в числе которых японская посуда, отец после эмиграции сына продал в отдел Востока Эрмитажа. Некоторые другие предметы из «китайского багажа» ныне хранятся в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Во взрослом возрасте Бродский продолжал интересоваться темой Китая. Он не только общался с учеными-китаистами (в их числе Лев Меньшиков и Борис Вахтин), но и любил посещать американские чайна-тауны. Также он экспериментировал с переводами китайской классики, а в конце жизни пытался изучать китайский язык. В последние годы он даже планировал посетить Дальний Восток, но поездки срывались из-за проблем с сердцем.

Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».  Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского
Фрагмент экспозиции «Династия Минь: Восток в Полутора комнатах» в музее Иосифа Бродского «Полторы комнаты».
Фото: Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского

Ядром проекта стало несколько тех самых японских предметов, привезенных из Маньчжурии Александром Бродским. После его смерти они оказались в коллекции племянника поэта, Михаила Кельмовича, и никогда ранее не выставлялись.

Центральные же экспонаты — китайские скульптуры, которые предоставил на выставку коллекционер Кирилл Данелия. В отличие от вещей из коллекции Кельмовича, они не имеют мемориальной ценности, связанной с Бродским, зато являются подлинными произведениями искусства эпохи Мин (1368–1644). В их числе редкий набор всех 12 фигур стражей времени, называемых «китайскими зодиаками». Также представлены керамическая фигурка знатной китаянки, четыре фигуры высокопоставленных чиновников и голова Будды раннего периода Мин (XIV–XV века). Интегрированные в своеобразный интерьер музея «Полторы комнаты», эти подлинники приобретают новое, особенное звучание.

«Полторы комнаты» Иосифа Бродского, Санкт-Петербург
«Династия Минь: Восток в Полутора комнатах»
До 19 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+