18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Тысячелетие Суздаля отмечают выставкой «Русский феникс»

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Музеи Московского Кремля и Владимиро-Суздальский музей-заповедник объединились в стенах кремля суздальского, чтобы показать главные шедевры за 1000-летнюю историю Суздаля

Почтенный возраст города Суздаля принято отсчитывать с события, случившегося через 36 лет после легендарного крещения Руси князем Владимиром. Тогда, в 1024 году, местные волхвы, недовольные неурожаем и голодом, устроили здесь восстание, которое, попав в летопись, стало первым достоверным письменным упоминанием Суздаля.

Суздальский кремль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Суздальский кремль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

К своему, так сказать, миллениуму Суздаль провел масштабные реставрационные работы и подготовил много праздничных мероприятий. Одним из ключевых стала выставка «Русский феникс. Суздальская земля», разместившаяся в Архиерейских палатах местного кремля. Это первый крупный экспозиционный проект, открывшийся в филиале Владимиро-Суздальского музея-заповедника после назначения директором в 2022 году Екатерины Проничевой. Он, судя по всему, продолжает намеченную ею линию по созданию выставок столичного уровня и качества, готовящихся в сотрудничестве с московскими коллегами. Первым из таких крупных проектов был «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли», показанный в прошлом году в Новой Третьяковке. Нынешний демонстрирует сотрудничество с москвичами другим способом, гораздо более редким: Проничевой удалось уговорить Музеи Московского Кремля на создание партнерской выездной выставки.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Как правило, Музеи Кремля предпочитают выдавать свои сокровища лишь на сольные выставки, причем желательно иностранные (в прежние времена). Однако, согласившись стать соучастником «Русского феникса», они не прогадали: экспозиция позволяет взглянуть на предметы из фондов Оружейной палаты с нового ракурса.

Среди 220 представленных здесь экспонатов — московских около 70, то есть треть. Многие из них бесценны. Например, практически никогда не покидающая московский Успенский собор знаменитая икона «Спас Златые Власы» XII века или Богоматерь Владимирская с клеймами 1514 года круга Дионисия.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Это партнерство и впрямь было необходимо, чтобы создать полноценную и богатую экспозицию, максимально емко отражающую историю суздальских земель. Когда мы вспоминаем список наших столиц, Суздаль обычно ускользает из памяти. Однако именно сюда в 1125 году перенес из Ростова Великого свою столицу Юрий Долгорукий. Как оказалось, ненадолго: после смерти Юрия в 1157 году Андрей Юрьевич Боголюбский сделал соседний Владимир столицей главного княжества, Владимиро-Суздальского. В 1389 году главным стало Московское княжество. Множество средневековых реликвий, включая упомянутые выше иконы, были вывезены в Москву и в итоге оказались в Оружейной палате.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Вторая волна перемещения ценностей в Москву нахлынула после 1917 года. Таким образом, если бы Владимиро-Суздальский музей опирался только на свои фонды, это была бы совсем другая выставка.

Среди привезенного — знаменитый «шлем Ярослава Всеволодовича», найденный в 1808 году под Юрьевом-Польским. Предположительно, этот князь сбросил шлем во время бегства с поля битвы в 1216 году. А еще в Суздаль приехал сделанный европейским мастером серебряный потир, который суздальский князь Георгий Всеволодович вложил в собор Переславля-Залесского. Или, скажем, кадило, пожалованное в суздальскую церковь Рождества Богородицы царем Феодором III в 1679 году.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Впрочем, экспонаты, предоставленные музеем — принимающей стороной, тоже впечатляют. И отдельно хороши тем, что не так растиражированы, а потому приковывают внимание искушенного зрителя. Таковы женские украшения из Владимирского клада, найденного всего лишь в 2008 году и насчитывающего 122 предмета; флюгер XII века в виде голубя, венчавший Дмитриевский собор; огромная Богоматерь Испанская XVII века; и прочая, и прочая. При входе на выставку зрителя встречают драгоценные Златые врата суздальского собора Рождества Богородицы 1230-х годов — шедевр декоративно-прикладного искусства благодаря многочисленным клеймам в технике золотой наводки (создается с помощью золотой амальгамы). Выставлены они, впрочем, не очень удачно — впритык с сувенирной зоной музея. Кстати, отдельной похвалы заслуживают сувениры, подготовленные к «Русскому фениксу»: украшения, керамика, текстиль.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Временной охват выставки не ограничивается золотым периодом Владимиро-Суздальской земли. Слово «феникс» в заголовке не просто так. Кураторы, собрав экспонаты за несколько столетий, хотели показать, что Суздаль, подобно сказочной птице, пережил множество сложных и трагических перипетий истории, включая Батыево нашествие и превращение в провинциальный городок, и каждый раз возрождался и входил в новый период расцвета. Деление на эти периоды и легло в основу структуры выставки.

Выставка «Русский феникс. Суздальская земля».  Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.  Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Выставка «Русский феникс. Суздальская земля». Архиерейские палаты. Музейный комплекс «Кремль», Суздаль.
Фото: Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Отдельно стоит отметить дизайн экспозиции, главным архитектором которой выступил Сергей Мешалкин. Золотые и позолоченные оклады икон, переплеты евангелий и золотное шитье — все это обрамлено лапидарными витринами с холодной стальной поверхностью. Во втором из залов, куда ведет отдельный вход со двора, это вдобавок сочетается с низкими сводчатыми потолками, которые специально к выставке покрасили в бронзовый цвет — да, прямо по сводам XVII века.

Музейный комплекс «Кремль», Суздаль
«Русский феникс. Суздальская земля»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+