18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Самого знаменитого и дорогого китайского художника ХХ века показывают в Гонконге

У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.  Фото:  Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Две ласточки». 1981. Фрагмент.
Фото: Hong Kong Museum of Art
№122, июнь 2024
№122
Материал из газеты

У Гуаньчжун подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью. На их основе сделана выставка в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире

У Гуаньчжун (1919–2010) — автор, занимающий уникальное место в китайском искусстве ХХ века. И благодаря возрасту (он успел поучиться китайской традиционной живописи у художников предыдущего поколения, побывать во Франции, попасть под удар «культурной революции» с ее диктатом соцреализма и, наконец, в 1992 году стать первым здравствующим китайским художником, сделавшим выставку в Британском музее). И благодаря созданной им индивидуальной манере, соединяющей приемы китайской живописи тушью, непосредственность импрессионизма, чистоту минимализма и острое осознание современности человека ХХ века.

В 2006 году его картину «Десять тысяч ли по реке Янцзы» купили с аукциона почти за $5 млн, что было на тот момент рекордом. В 2016-м трехметровый свиток с видом города Чжоучжуан (его еще называют Китайской Венецией) ушел уже за $17,8 млн. Несомненно, в обозримом будущем произведения У Гуаньчжуна будут дорожать.

У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Погружение духа в море чернил».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Художник сам подарил Гонконгскому музею искусств свои работы буквально перед смертью (У Гуаньчжун ответственно подошел к наследию и распределил его между китайскими музеями и другими институциями Азиатского региона). Теперь на их основе сделана выставка, изучающая творческий путь мастера. Проходит она в рамках специальной государственной программы, цель которой — продвигать современное китайское искусство в мире.

У Гуаньчжун учился электротехнике, но потом, вопреки желанию отца, перешел в колледж изящных искусств в Ханчжоу. После его окончания работал учителем рисования в школе, затем выиграл конкурс на обучение в Париже. Там он был очарован импрессионизмом как методом фиксации мимолетности впечатлений и постимпрессионистами как драматическими фигурами. У Гуаньчжун чувствовал родство с ван Гогом и Гогеном, отчасти отождествляя себя с ними. Когда художник вернулся в Китай, горя искренним желанием внести вклад в историю родной страны, его, как и следовало ожидать, тут же обвинили в «буржуазном формализме». В конце 1960-х У Гуаньчжун стал жертвой «культурной революции»: его сослали в трудовой лагерь, запретили писать и рисовать. Тогда быть современным художником означало рисковать жизнью, так что мастер сжег немало картин в «европейской манере», в том числе с обнаженной натурой.

У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».  Фото: Hong Kong Museum of Art
У Гауньчжун. «Оставляя молодость позади».
Фото: Hong Kong Museum of Art

Конец 1970-х — 1980-е годы стали периодом творческого расцвета У Гуаньчжуна, когда он смог гармонично соединить наследие двух цивилизаций, европейской и китайской, найти собственную манеру и избавиться от сравнений с ван Гогом, Сезанном или Джексоном Поллоком. Он рисовал тушью и писал жидкими масляными красками, мастерски используя лаконичный штрих и белизну фона, пускал в ход европейские плоские и традиционные китайские круглые мягкие кисти. Те же принципы объединения традиций и апелляции к красоте, не имеющей национальности, он проповедовал в своих эссе. «Абстрактная красота — это сердце фигуративного искусства. Это естественная вещь, на которую мы все реагируем. Как ребенок любит играть с калейдоскопом, так всем нравятся чистая форма и цвет», — писал У Гуаньчжун. 

Гонконгский музей искусств
«У Гуаньчжун. Между черным и белым»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+