18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Древнерусскому храму в Звенигороде возвращен облик, близкий к первоначальному

Подходит к завершению 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Подходит к завершению 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке.
Фото: архив Дмитрия Соседова
№123, июль-август 2024
№123
Материал из газеты

Завершается 15-летняя реставрация Успенского собора на Городке. Архитектурный памятник конца XIV века восстанавливался по инициативе и при участии группы исследователей-энтузиастов, однако реставрация велась крайне тщательно и стала подлинно научной

Когда через пару месяцев с Успенского собора в Звенигороде снимут леса и он предстанет в своей первозданной красе, которая как минимум последние 200 лет была не видна из-за всевозможных переделок, в Подмосковье появится архитектурный памятник, сопоставимый со знаменитым храмом Покрова на Нерли под Владимиром. Сопоставимый не хронологически (звенигородский храм на 150 лет моложе владимирского), но по красоте пропорций и, главное, уникальной вписанности в ландшафт. Успенский собор стоит на горе (на Городке — на месте обнесенной валами крепости, городище, отсюда и название), с его крыши открывается великолепный вид на пойму Москвы-реки, да и сам он виден с больших расстояний. У храма есть все шансы стать притягательной достопримечательностью и символом региона.

Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры. Фото: архив Дмитрия Соседова
Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Успенский собор — образец раннемосковской каменной архитектуры. Его построили в 1390-е годы по заказу звенигородского князя Юрия Дмитриевича (1374–1434) — сына Дмитрия Донского (1350–1389) и младшего брата московского князя Василия (1371–1425). Успешный в воинских походах и потому богатый князь инициировал, помимо этого, строительство Рождественского собора в расположенном неподалеку Саввино-Сторожевском монастыре и Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре.

Возможно, все три объекта спроектировал один и тот же выдающийся зодчий. Отличительная особенность храмов — килевидные закомары на фасадах. Они, как застывшие в камне языки пламени, окружают центральный барабан. Качество строительства было таким, что зазор между каменными блоками составлял всего 1–2 мм. Сразу по окончании работ храм расписал (по версии Игоря Грабаря, художника и исследователя искусства) Андрей Рублев. И хотя его авторство сегодня ставится под сомнение, именно из Успенской церкви происходит знаменитый Звенигородский чин. То есть в момент создания собор был прекрасен как внутри, так и снаружи.

Отличительная особенность храма — килевидные закомары на фасадах.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Отличительная особенность храма — килевидные закомары на фасадах.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Но с веками величие блекло: присоединенный к Москве Звенигород перестал быть центром независимого княжества, на обустройство города и храма не хватало денег. Дмитрий Седов, заместитель директора по научной работе Звенигородского музея-заповедника, считает это большим везением: храм сильно не перестраивали. Да, он ветшал, но серьезных изменений в конструкцию не вносили, изначальный замысел сохранился процентов на 90, что для столь ранних памятников рекорд.

Единственный ремонт в церкви случился в 1837 году. Старинные фрески сбили (сейчас некоторая их часть хранится в Звенигородском музее-заповеднике), «расшили» узкие окна, красивые закомары стесали и перекрыли четырехскатной деревянной крышей. В таком состоянии храм пережил XIX век, весь период советской власти (с перерывом в богослужении с 1930 по 1946 год) и вступил в новое тысячелетие. Таким бы он и оставался, если бы в 2009 году на головы прихожан не стали падать из барабана сгнившие деревянные оконные рамы. Реставрация назрела. Но вряд ли кто-то предполагал, что она растянется на 15 лет и превратится в род подвижничества. Успенский собор стал редчайшим сегодня примером доказательной, подлинно научной реставрации.

Древние резные орнаменты в ходе реставрации были тщательно очищены и приведены в порядок.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Древние резные орнаменты в ходе реставрации были тщательно очищены и приведены в порядок.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Начав с барабана, исследователи-реставраторы не только убрали старые рамы, но и сбили более поздний, явно лишний цемент, после чего пригласили специалистов по восстановлению древнерусской живописи внутри храма и в результате нашли неучтенные ранее фрески. Заодно восстановили первоначальные своды. В 2013-м приступили к очистке фасадов — привели в порядок изумительный по красоте резной орнаментальный фриз и восстановили прежние узкие окна.

Одно открытие тянуло за собой другое. Вскрыв позднюю кровлю, нашли фрагменты сбитых когда-то килевидных закомар. Это были глыбы весом под 80 кг. Удивительным образом им нашли исконные места. Реставратор Георгий Евдокимов называет примененный метод «анастилозом». Таким же образом, из подлинных кусков, собирают заново, например, античные памятники — не прибегая к заменам, изготовленным из новых материалов или даже из старых, но не родных, не исконных.

Закомары на фасадах Успенского собора вновь обрели изначальные килевидные очертания.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Закомары на фасадах Успенского собора вновь обрели изначальные килевидные очертания.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Из подлинных фрагментов восстановили внешний ряд закомар; диагональные закомары выложили не из камня, а из кирпича (чтобы было видно, где историческая кладка, а где реконструкция). Третий же ряд закомар, вплотную прилегавший к барабану, решили не восстанавливать, так как точных данных об их форме было недостаточно, а заниматься «романтической» реставрацией, подобно Эжену Виолле-ле-Дюку, придумавшему когда-то гаргулий для собора Парижской Богоматери, не позволяют современные стандарты реставрационной науки.

Все 15 лет исследователи (в группу входили архитекторы, реставраторы, скульп­торы, художники, историки, краеведы) не сидели без дела: они либо изучали памятник, либо готовили научную документацию, чтобы получить государственное финансирование, либо воплощали свои идеи в жизнь. Все причастные к процессу говорят, что реставрация не была долгой — она длилась ровно столько, сколько требовалось. Более быстрый темп не позволил бы так скрупулезно и бережно подойти к архитектуре.

Реставраторы восстановили первоначальные своды храма.  Фото: архив Дмитрия Соседова
Реставраторы восстановили первоначальные своды храма.
Фото: архив Дмитрия Соседова

Результатом этой без пре­увеличения уникальной эпопеи стало еще и возникновение сообщества людей, переживающих за свою малую родину.

Звенигородское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) во главе с председателем Марией Урановой выкупило дом причта, стоящий рядом с храмом, расселив при этом четыре семьи, которые там жили, и планирует создать в нем музей, который расскажет об истории Городка, о самой церкви и ее реставрации. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+