18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Маяковского провели от мема к мифу и обратно

Осип Брик. Владимир Маяковский на острове Нордерней. Германия, 1923. Фото: Государственный музей В.В.Маяковского
Осип Брик. Владимир Маяковский на острове Нордерней. Германия, 1923.
Фото: Государственный музей В.В.Маяковского

На выставке в Центре «Зотов» агитационные «Окна РОСТА» трактуются как протомемы

Сегодня даже не обязательно читать прессу, чтобы быть в курсе громких новостей: хочешь не хочешь, а они настигнут тебя в виде мемов. В 1919–1921 годах производителями таких «мемов» на злобу дня выступали поэт Владимир Маяковский и карикатурист Михаил Черемных (эпизодически к ним подключались и другие авторы).

Неизвестный фотограф. Cлева направо: Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Николай Бурлюк. Москва, 1913.  Фото: Государственный музей В.В.Маяковского
Неизвестный фотограф. Cлева направо: Алексей Кручёных, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц и Николай Бурлюк. Москва, 1913.
Фото: Государственный музей В.В.Маяковского

Вместе они делали агитплакаты с комическими рисунками и хлесткими подписями. Это были легендарные «Окна сатиры РОСТА»: окна, потому что выставлялись в пустующих магазинных витринах (со временем диапазон локаций расширился), а РОСТА, потому что выпускались под эгидой Российского телеграфного агентства. В годы Гражданской войны, когда типографии из-за дефицита бумаги работали с перебоями, тиражируемые вручную новости в картинках позволяли оперативно доносить до народа сводки о «борьбе с Врангелем и с тифозной вошью». По случаю 105-летия с момента появления первого такого «окна» Центр «Зотов» открыл выставку «Мем. Маяковский медиа», где собраны как подлинные плакаты, придуманные поэтом, так и другие занятные экспонаты.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Кураторы выставки Полина Стрельцова, Наталья Стрижкова и Гаянэ Арутюнян тестируют новый способ разговора со зрителем — через аналогии с современными явлениями. Если «Окна РОСТА» рассматриваются здесь как мемы, то сам Маяковский — как ньюсмейкер, арт-директор и просто медийная персона (тут хочется пойти еще дальше и в духе времени назвать его агитработу «коллабом» с партией). Через окна-мемы выставку проветрили от пугающей молодежь и неспециалистов научности, раскрыв тему наглядно и доступно.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Кстати, для Маяковского вопрос «понятности» сочиненных им строк был по-настоящему животрепещущим — поэт не раз возвращался к нему в стихах и статьях. В экспозиции можно ознакомиться с запиской, которую ему подали на одном из выступлений. «Не только какой-то один человек вас не понимает, а широкие рабочие массы», — пишет аноним. И это при том, что поэт считал себя голосом этих самых «широких масс». В конечном счете не стихи, а именно «Окна РОСТА» позволили Маяковскому изъясняться с рабочими и крестьянами на одном языке — «шершавом языке плаката». Его четверостишия из «Истории про бублики и про бабу, не признающую республики» — один из самых заметных плакатов в экспозиции — звучат почти как частушки.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

«Окна РОСТА» — та же «Библия бедных», только говорящая о насущном, а не о вечном. Даже совсем малограмотным был доступен заложенный авторами месседж, он раскрывался через понятные визуальные образы: ворон — разруха, скелет — голодуха. Персонаж красного цвета всегда положительный: красноармеец, пролетарий. А буржуй и капиталист, в свою очередь, зелен, пузат и зубаст.

Чтобы оперативно, за два-три дня, отрисовать несколько десятков, а то и сотен плакатов, художники не только привлекали друзей и родных (Маяковскому помогали и мать, и сестры, и Лиля Брик), но и использовали трафареты — для выставки раздобыли несколько штук. А еще кураторы обустроили интерактивную зону, где с помощью мини-трафаретов и валиков с краской можно создать собственные «окна» небольшого формата.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Маяковский, по воспоминаниям современников, делал плакаты, расстилая бумагу на столе или прямо на полу. «Красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне», — это уже писал он сам. На знаменитом портрете кисти Александра Дейнеки из коллекции Государственного литературного музея реальность словно прошла через соцреалистический фильтр: Маяковский здесь работает, гордо выпрямившись во весь рост, а позади — целое ведро синей краски. Забронзовевшему, превращенному в миф поэту посвящен стенд в виде мрачного черного мавзолея. Этот раздел заставляет вспомнить слова Бориса Пастернака о том, что культивирование Маяковского — с подачи Сталина — как «лучшего, талантливейшего поэта советской эпохи» стало его второй смертью.

Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».  Фото: Центр «Зотов»
Выставка «Мем. Маяковский медиа» в Центре «Зотов».
Фото: Центр «Зотов»

Можно сказать, что обратно к жизни его вернули ленинградские художники во главе с Тимуром Новиковым. В 1986 году они создали Клуб друзей Маяковского, избрав поэта «первой советской поп-звездой» и ориентируясь на него как на икону стиля. Кураторы заполучили из «МИРА коллекции» фломастерный портрет работы Георгия Гурьянова, где Маяковский изображен примерно как Мэрилин Монро у Энди Уорхола. Другой член клуба, Андрей Хлобыстин, воспроизвел для выставки свой объект конца 1980-х годов, визуально рифмующийся с собранными здесь агитплакатами.

Зрителя, разумеется, не могли оставить без настоящих мемов — для этого пригласили Антона Гудима, чьи работы находятся в «сохраненках» у тысяч пользователей соцсетей. Не исключено, что сам Маяковский относился бы сегодня к мемам как к искусству, со всей серьезностью — так же, как к своим агиткам. И справедливо: еще при его жизни, в 1929 году, в Третьяковке прошла целая выставка, посвященная «Окнам РОСТА». Но и спустя столетие, в новых контекстах, на них не скучно смотреть: хоть как на мемы, хоть как на комиксы, хоть как на ранний пример паблик-арта. Как говорится, не «баян», а классика.

Центр «Зотов»
«Мем. Маяковский медиа»
До 20 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+