На выставке «Практика ощущений. Звук» в музейно-выставочном центре «РОСИЗО» разговор о том, как мы воспринимаем звук, начинается издалека. Кураторы Алина Корень и Алла Цехмистренко предлагают обратиться к истории экспериментальной звуковой культуры, чтобы затем погрузиться в восприятие звука как средства художественной выразительности.
В 1920-е — период активного строительства нового общества — музыканты искали соответствующую времени звуковую форму. Возможно, чтобы понять, почему композиторы вводили в произведения звуки окружающего мира, нужно попробовать ответить на вопрос «Где начинается музыка?». Это история о том, как осмыслялась бытовая какофония, постепенно становясь средством выражения: музыканты «препарировали» промышленный шум и создавали произведения, в которых мелодия воспроизводилась заводскими гудками, пистолетными выстрелами («Симфония гудков» Авраамова), грохотом железных листов и бутылок.
Название проекта не зря сосредотачивается на практической части: кураторы предлагают обратиться к экспериментам прошлого. На бутылофоне, например, любой желающий может сыграть две полные октавы.
Задача определить отношение к звуку как средству художественной выразительности актуальна всегда. На выставке связь между десятилетиями подчеркивает видео с вещающим из 1980-х композитором Сергеем Курёхиным, который строго размышляет об индивидуальности восприятия гармонии.
Сложно понять, что есть звук, игнорируя тишину. Проект фокусируется не только на выводах музыкантов, что такое тишина и какое место она занимает в музыке. Их цитаты о поиске ответов на этот вопрос закручены в спираль на одной из стен.
Например, Джон Кейдж, автор произведения «4′33″», создал безэховую камеру, надеясь обнаружить там тишину, — и нашел звуки сердцебиения, дыхания. Продолжая мысль Кейджа, композитор Ксения Кручински предлагает посетителю превратить исследование в опыт «вслушивания» в окружающее пространство в рамках проекта «В поисках тишины» (2024).
Экспозиция разделена тематически — это «Звук и музыка», «Звук и изобразительное искусство», «Звук и искусство движения».
Пространство «Звук и изобразительное искусство» предлагает решить нелегкую задачу: сопоставить произведения художников XX века — живопись, графику, даже скульптуру — и аудиальные произведения. Для представления такого синтеза очень важен выбранный кураторами ракурс.
«Цель индивидуальной практики, предлагаемой зрителю в разделе „Звук и изобразительное искусство“, направлена на предложение условий для сопоставления визуальных и аудиальных произведений с точки зрения задач и методов их решения художниками и композиторами. Погрузившись в восприятие произведений, задуматься о подходе их авторов к композиции, форме, пространству, фактуре художественного произведения».
Разговор особенно интересен в контексте футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913) Михаила Матюшина, одного из первых авангардных высказываний на тему синтеза искусств. И на выставке представлена запись самой полной научной реконструкции произведения. Ее впервые в этом году исполнили солисты ансамбля «Студия новой музыки», ведь совсем недавно исследователю Сергею Уварову посчастливилось найти недостающие фрагменты оперы.
«Победа над солнцем», костюмы и декорации для которой создавал Казимир Малевич, наводит на мысль о еще одном соединении — звука и движения, — столь важном для театрального действия. Выставка «Практика ощущения. Звук» в РОСИЗО.
Графические изображения на стенах третьего зала подчеркивают популярность темы биомеханики в 20-е годы прошлого столетия. Она нашла свое воплощение на сцене — например, в театре-мастерской «Мастфор», в агиттеатре «Синие блузы».
Одним из первых, кто исследовал тему «человека-машины», был художник Соломон Никритин. Результаты трудов Никритина отчасти легли в основу выступлений проекционного театра, афиши которых представлены теперь на выставке. Посетители выставки могут увидеть часть тех выступлений: некоторые из звуковых практик продемонстрировали на видеозаписи актеры театра голоса «Ла Гол».
Вдохновленный идеей биомеханики, Соломон Никритин сделал в мастерской театра центр по подготовке актеров нового типа. Они должны были прекрасно контролировать сложнейшую систему — собственный организм — для извлечения нужных на сцене звуков. Знаковыми стали выступления, состоящие из физкультурных сценок и акробатических трюков, во время которых актеры произносили реплики.
Посетитель выставки также может потренироваться во внимательном отношении к своей пластике. В третьем зале установлен терпситон — изобретение Льва Термена, управляемое сразу всем телом. Это тонкое устройство меняет амплитуду и частоту звука в зависимости от малейшего движения человека, поэтому во время практики тело важно почувствовать и «настроить».
В двух минутах от РОСИЗО, в парке «Горка», представлена еще одна часть выставки, осмысляющая взаимодействие звука и природы. Три звуковые точки с произведениями композитора Ксении Кручински предлагают уникальный опыт: попробуйте перенестись на берег моря в центре Москвы, узнайте голос настоящих птиц среди написанных на синтезаторе или прислушайтесь к тому, что происходит внутри растений.
РОСИЗО
«Практика ощущения. Звук»
До 17 ноября