18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Успейте подписаться на газету по выгодной цене до 1 октября

В Самаре на «ВолгаФесте» наметили контуры будущего арт-парка

Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Андрей Павлов

В Самаре седьмой фестиваль набережных «ВолгаФест» собрал 180 тыс. зрителей за три дня. В обширной программе этого популярного городского праздника заметное место занимали всевозможные художественные проекты

Начнем с того, что «ВолгаФест» показал пример остроумного художественного ресайклинга, когда из одного произведения было собрано много новых. Речь идет о скульптуре знаменитого мастера паблик-арта Николая Полисского — шестиметровом кубе из цветных деревяшек. Несколько лет куб стоял на площади перед реставрируемой конструктивистской фабрикой-кухней — зданием открывшегося в конце мая филиала Государственной Третьяковской галереи — и за это время стал знаковым для города объектом. Буквально месяц назад куб разобрали из-за обветшалости, но его составляющие не стали сдавать в утиль, а с разрешения автора пустили на новые работы. Из разноцветных жердей были собраны парадные ворота, через которые публика попадала на фестиваль на набережной, и еще множество конструкций, очертивших территорию «ВолгаФеста» ярким деревянным пунктиром. А калужская деревня Никола-Ленивец, арт-вотчина Николая Полисского, стала гостем фестиваля, как и еще целый ряд институций современного искусства из городов, по преимуществу волжских, которые по традиции зовут на этот праздник.

СПРАВКА
«ВолгаФест»

«ВолгаФест» — ежегодный межрегиональный мультиформатный фестиваль на открытом воздухе. Проводится в Самаре с 2016 года. Тематические категории фестиваля — «Смотри», «Слушай», «Твори». Российские музеи из года в год становятся его участниками с собственными площадками.

Еще…

Нижний Новгород, Казань, Тольятти, Саратов, Волгоград, Астрахань получили свои представительства на пляже, где разворачивалось основное действо «ВолгаФеста» в металлических морских контейнерах, ставших импровизированными выставочными залами. (Нечто подобное можно видеть на пляжах Майами, когда там проходит ярмарка Art Basel.) Самара чуть ли не единственный волжский город, где песчаные пляжи находятся прямо в центре, сразу под высокой набережной, и между лекциями (например, «Водоканал как источник вдохновения. Городское хозяйство с точки зрения смыслов искусства»), спектаклями, концертами (хедлайнером была группа «Манго-Манго»), мастер-классами (один из них, по шитью воздушного змея, давала художница Ульяна Подкорытова), танцами, а также посещением маркета местных дизайнеров и фуд-корта с местными же производителями деликатесов можно было освежиться купанием.

Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко

Вокруг стенда самой Третьяковки в Самаре в виде советского прилавка с буфетчицей, весами и кафелем образовалась огромная песочница, где малыши лепили куличики с помощью форм, повторяющих культовые блюда (скажем, сосиска с горошком). Михаил Савченко, ставший руководителем и продюсером «ВолгаФеста» еще до того, как возглавить Самарский филиал Третьяковки, особое внимание уделяет детской программе, и кажется, что из 180 тысяч посетителей нынешнего праздника было как минимум тысяч 80 детей. Для них были заготовлены всевозможные развлечения-учения. И соревнования по скейтборду для подростков, и, для младших, на одной из лужаек игра «Какой я дом» — конструктор, на детали которого нанесены изображения всяческих архитектурных элементов, из них можно сложить свой небоскреб или крепость. Это проект самарской художницы Анастасии Кастор, одной из участников программы резиденций «Выход в город», осуществленной совместно с Московским музеем современного искусства.

По результатам вчувствования резидентов в самарскую атмосферу в городе появилось несколько десятков арт-объектов разных жанров — от скульптур и мозаик пиксель-художника Лексея К. до установленной на набережной будки «предел переживания» с виртуальной реальностью Елизаветы Беловой или арт-зина с наблюдениями за городом Татьяны Присталовой и Руслана Кувшина.

Самарский художественный музей построил на набережной свою миниатюрную копию — красивый фасад исторического здания, которое он занимает, со сшитыми из ткани мягкими фигурами фирменных черных сфинксов. Гостям фестиваля предлагалось почувствовать себя настоящими кураторами и собрать в макетах музейных залов собственную выставку из миниатюрных картонок — произведений из коллекции, поместив их прямо на стены. Самарский Музей Эльдара Рязанова выставил несколько стендов-карт, показывающих, в каких местах на Волге снимались знаменитые фильмы.

Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.   Фото: Евгений Шаров
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.  Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Евгений Шаров
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Андрей Павлов
Фестиваль набережных «ВолгаФест» в Самаре. 2024.
Фото: Максим Сидоренко

Отдельным приключением нынешнего фестиваля стало художественное освоение острова Проран — организаторы называют это проектом-исследованием «Сотворение Прорана». Этот остров, 16 км в длину, куда из центра Самары можно доплыть на катере за десять минут, окутан множеством легенд. Его можно было бы назвать необитаемым, то есть официальных поселений на нем сейчас нет. Но были. До того, как в 1950-е годы была построена Куйбышевская (ныне — Жигулевская) ГЭС, поднявшая уровень воды в Волге, что грозило затоплением поселков, из-за чего их упразднили. Другое название острова — Поджабный — отсылает к жабам (так в этой местности называли водных черепах). Считается, что писатель Алексей Толстой, проведший в Самаре ранние годы, вдохновлялся этим островом, когда сочинял свою черепаху Тортилу, хранящую золотой ключик. Об интересных историях, связанных с островом, славящимся красотой ландшафтов, можно узнать на экскурсиях, разработанных специально к фестивалю, в том числе Андрея Кочеткова, директора Самарского историко-краеведческого музея, и самарского художника Андрея Сяйлева — он некоторое время был арт-директором «ВолгаФеста». В рамках фестиваля на острове появилось несколько арт-объектов, собранных из тех же элементов куба Николая Полисского. Организаторы «ВолгаФеста» надеются, что это вешки и контуры будущего арт-парка, который может возникнуть на Проране по образцу знаменитого Никола-Ленивца и фестиваля «Архстояние». Нынешний девиз «ВолгаФеста», «Другие берега», позаимствованный у Набокова, удачная метафора для такого фестиваля: иногда, чтобы найти новое, нужно просто доплыть до другого берега 

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
Главные выставки нового сезона
От романовских драгоценностей до романтики стимпанка: до конца года в музеях страны покажут произведения искусства на самые разные темы
04.09.2024
Главные выставки нового сезона
3
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
4
Концы в воду, или Приговор истории искусства
На русский язык перевели размышления Ханса Бельтинга о том, как непросто приходится историку искусства в постисторическую эпоху. Не окажется ли он в конечном итоге всего лишь комментатором?
06.09.2024
Концы в воду, или Приговор истории искусства
5
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
Для грандиозной тотальной инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых долгое время не хватало места даже в таком большом музее, как Эрмитаж. Но в конце концов место нашлось — и в этой истории свою роль сыграла магия чисел
26.08.2024
«Памятник исчезнувшей цивилизации» разместили в Эрмитаже
6
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
Выставка в Доме Тёрнера посвящена работам, в которых художник неосознанно фиксировал ранние стадии климатического и экологического кризиса: промышленные дымы, пожары, красные из-за смога закаты
28.08.2024
Уильяма Тёрнера назвали первым художником антропоцена
7
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+