18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Живописные капризы Леонида Цхэ во Vladey

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В историческом особняке на Неглинной Vladey + Ovcharenko представляют выставку «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ. Новая серия работ, созданная за последние два года специально для этого пространства, посвящена объятиям

«Каприччио» с итальянского переводится как «каприз», этот жанр искусства, популярный в XVII–XVIII веках, подразумевает импровизацию, свободу от догм и правил. Старые мастера использовали «технику шока», когда игривое и затейливое сочетается с инфернальным ужасом.

Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Без лица (Ohne Gesicht)». 2024.
Фото: VLADEY

По мнению куратора выставки Сергея Хачатурова, «очень важно, что картины Леонида Цхэ похожи одновременно и на классику, и на авангард. Мощнейшая светотеневая проработка композиции, богатая фактура, феноменальные тональные градации в пределах сдержанной палитры цветов, — вот уж поистине достойный собеседник и Гойи, и даже Веласкеса с Караваджо».

Несмотря на то что на холстах легко угадываются силуэты людей и иногда животных, а также подобие повторения классических библейских постановок, сам автор избегает фигуративности, уделяя больше внимания линиям, композиции и цвету. «Я всегда стараюсь избегать сюжета, потому что это может превратиться в иллюстрацию. Нужен какой-то баланс, чтобы фигура не стала рассказом», — пишет художник.

Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024. Фото: VLADEY
Леонид Цхэ. «Неофит и Нимфы». 2024.
Фото: VLADEY

Номинант государственной премии «Инновация», один из основателей знаменитой питерской группы «Север-7», Леонид Цхэ непрерывно изучает живопись и рисунок более 20 лет. Получив академическое образование в Петербургской академии художеств и окончив множество курсов и мастерских, в настоящий момент он учится в магистратуре профессора Академии Франкфурта-на-Майне Манфреда Штумпфа, известного своими практически алхимическими экспериментами с художественными материалами.

В стенах академии Леонид продолжает практиковать придуманный еще в группе «Север-7» метод «активного рисования и перформативного позирования»: натурщики каждые пять минут меняют положение тела, а художник фиксирует фигуры сразу «в холст». Именно это движение, динамика отчетливо видны на нарочито небрежных работах.

Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной. Фото: VLADEY
Выставка «Каприччио» петербургского художника Леонида Цхэ в историческом особняке на Неглинной.
Фото: VLADEY

В этой серии художник внедряет в живопись и собственные автопортреты — где-то можно уловить узнаваемые черты, а на одном из холстов угадываются очертания ребенка — это Леонид в детстве. Другая работа, «Apeapea» («Озорная шутка»), — оммаж одноименной картине Поля Гогена, на которой изображены две девушки и собака. На полотне «Без лица» (Ohne Gesicht) различается фигура кентавра, срывающего с себя маску.

По мнению коллег, по колористике работы Цхэ напоминают немецкую живопись 1920–30-х годов, поэтому особенно важно, что, несмотря на немного жесткий колорит, люди продолжают обниматься.

Vladey
«Каприччио»
До 25 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+