18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Михайловский сад превратился в подводное царство

«Лошадка-балансир» отсылает к эпохе 1950-х годов, когда в саду была детская площадка, а античные маски на боках лошадки иллюстрируют весь спектр эмоций.  Фото: Государственный Русский музей
«Лошадка-балансир» отсылает к эпохе 1950-х годов, когда в саду была детская площадка, а античные маски на боках лошадки иллюстрируют весь спектр эмоций.
Фото: Государственный Русский музей

Аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца» по мотивам музыкальных и живописных шедевров Николая Римского-Корсакова и Ильи Репина открыло ежегодный фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга»

Фестиваль «Друзья Петербурга», организованный и реализованный ПАО «Газпром», прошел в Северной столице в третий раз. Более 100 культурно-познавательных событий состоялось на 25 площадках Петербурга. С 27 по 29 сентября музеи, выставочные пространства, концертные залы представили выставки, мастер-классы, уникальные экскурсии, дискуссии с экспертами в области современного искусства, реставрации, урбанистики. Одним из самых зрелищных событий стало аудиовизуальное представление — метаопера «Обратная сторона дворца», подготовленная в рамках культурно-исследовательской лаборатории «Друзья Петербурга».

Тема фестиваля этого года — «Грани». Три столетия российской истории формировали и обтачивали причудливые грани Петербурга, самого европейского из всех отечественных городов, каким и задумывал его Петр I. А эти грани, в свою очередь, вдохновляли художников, архитекторов, музыкантов и писателей, стимулировали их творческие порывы и, в конечном итоге, формировали российскую культуру. Одним из феноменов которой являлось образованное в середине XIX века в Петербурге Русское музыкальное общество.

Инициатором его создания стала великая княгиня Елена Павловна. Вместе с мужем, великим князем Михаилом Павловичем, братом императора Николая I, она жила в Михайловском дворце — теперь в нем располагается Русский музей. Все эти знаковые элементы петербургской культурной жизни — бывший дворец императорской семьи и примыкающий к нему Михайловский сад, русская оперная музыка и живопись отечественных художников — объединились в представлении «Обратная сторона дворца».

Садовый фасад Михайловского дворца превратился в акведук.   Фото: Государственный Русский музей
Садовый фасад Михайловского дворца превратился в акведук.
Фото: Государственный Русский музей

«Михайловский дворец со стороны Инженерной улицы — холодное, помпезное здание в неоклассическом духе, а со стороны сада — это почти усадьба, очень дружелюбное место, — рассказывает Лиза Савина, куратор проекта, руководитель творческой лаборатории «Обратная сторона дворца». — По-моему, петербуржцы тоже считают эти пространства разными по настроению, тональности. В саду можно отключиться от информационного шума, от рутины, как бы инкапсулироваться внутри города. К тому же из Михайловского дворца вышла почти вся наша отечественная музыкальная история, и это меня вдохновило: хотелось сделать музыку главным действующим лицом — из всех современных медиа у нее наиболее сформированный язык, она сильно воздействует на зрителя».

Проект «Обратная сторона дворца» сродни аудиовизуальному представлению «Я — тень от чьей-то тени», которое увидели гости прошлогоднего фестиваля «Друзья Петербурга», проходившего на территории Михайловского замка и Кленовой аллеи. Теперь основной сценой и главным действующим лицом стал Михайловский дворец и прилегающий к нему сад.

Роли артистов в метаопере достались формам для отливки скульптур Летнего сада.  Фото: Государственный Русский музей
Роли артистов в метаопере достались формам для отливки скульптур Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Музей как сокровищница, сад как остров отдохновения среди городской суеты — это заставило команду проекта обратиться к двум сказочным операм, написанным Николаем Римским-Корсаковым, — «Садко» и «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Самые яркие части обеих опер — подводное царство с его миром чудес, сокровищ и таинственных звуков — вызвали желание создать загадочное медитативное пространство, наполненное шумами и сказочными образами, взятыми, в том числе, и с картины Ильи Репина «Садко». В обеих операх говорится и о путешествиях, поэтому в либретто метаоперы «Обратная сторона дворца» использованы фрагменты путевых записей Афанасия Никитина «Путешествие за три моря», «Одиссеи» Гомера в переводе Василия Жуковского, некоторые мысли из «Записок русского путешественника» Николая Карамзина. И даже идеи выдающегося фольклориста и филолога Владимира Проппа.

«Конечно, это творческий эксперимент, который реализован при поддержке и доверии от Русского музея. Проект стал результатом творческой лаборатории, где главными героями, как и всегда, являются молодые специалисты, студенты под руководством опытных кураторов, крупных специалистов в своей области. Это многомесячная работа, которая прошла путь от идеи до конечной реализации. И ребята получили огромный опыт и расширили свои границы», — подчеркнула начальник управления ПАО «Газпром», директор Фонда «Газпром культурные инициативы» Елена Давыдова.

Фактически на три дня Михайловский сад и северный фасад Михайловского дворца превратились в подводное царство. Посетители шоу гуляли по невидимому граду Китежу, погружаясь в туманные картины и музыкальные темы. Центром действия стал Масленый луг. Одна группа «артистов» — статичная: эту роль исполнили формы для отливки скульптур Летнего сада (в 2012 году оригиналы на открытом воздухе были заменены копиями, отлитыми из искусственного мрамора). В каждую форму заведен звуковой канал, что превратит их в поющую скульптуру, а луг — в пространственную многоканальную звуковую инсталляцию, акустически объединяющую сад. Вторая группа «артистов» — те же формы, но выведенный на них динамический свет заставил их тени танцевать. Специальное освещение позволило «исчезнуть» северному фасаду дворца — он превратился в акведук, по которому в начале XVIII века подавали воду в Летний сад, находящийся по соседству с Михайловским.

Дубы Михайловского сада, видевшие постройку дворца, стали одними из главных образов проекта «Обратная сторона дворца».  Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024
Дубы Михайловского сада, видевшие постройку дворца, стали одними из главных образов проекта «Обратная сторона дворца».
Фото: фестиваль ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» 2024

Вся экспозиция «Обратной стороны дворца» строилась как круговая прогулка по мультимедиаинсталляциям, созданным в разных частях сада, и собиралась на Масленом лугу, который являлся акцентной точкой проекта. На прогулке зрителя сопровождал телеграм-бот с двумя типами аудиогида — информационным или с эмоциональным погружением. Законченный сюжет по времени длился около 40 минут.

Подробности
Команда проекта

Над проектом работала большая группа профессиональных художников и композиторов из разных городов — Петербурга, Перми, Сыктывкара. В основу концепции легла идея Алены Логиновой. Видеоинсталляции и медиаобъекты создавали художники Елизавета Степанова, Вероника Глушакова, Полина Ефремова, Александра Михайлова, Полина Шумкова, Ирина Горчакова, Юрий Элик. Со звуком работали композитор и саунд-художник Дмитрий Шубин, композиторы Ольга Максакова и Виктория Моргунова, саунд-дизайнер Ваня Нестерец, звукорежиссер Павел Юхневич. Над светом колдовали Наталья Быстрянцева, Полина Клешняк и Стас Свистунович. Архитектурным проектированием объектов занимались Ангелина Лакеева и Екатерина Порядкова.

Еще…

«На прежних фестивалях мы работали преимущественно со студентами, но сейчас в нашу лабораторию приходят также молодые художники, — рассказала Лиза Савина. — Раньше студенты придумывали концепцию, а потом команда реализовывала. Сейчас мы собрали большую команду профессиональных художников, а студенты стали ее частью. И вся эта команда — настоящие друзья Петербурга».

Реклама
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003
ID 1689110
ERID: LjN8K1He6

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
7
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+