18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Мир Барби не только в розовом цвете

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

В Лондоне показывают эволюцию дизайна самой знаменитой в мире куклы. Выставка рассказывает, как Барби устроена внутри и снаружи и о чем мечтает. Розовый цвет в экспозиции строго дозирован, сообщают организаторы

Спустя год после выхода в прокат фильма «Барби» лондонский Музей дизайна открыл собственный блокбастер. Подготовленная совместно с производителем куклы, фирмой Mattel Inc, выставка рассматривает историю Барби через призму дизайна. В экспозицию, охватывающую период с 1959 года до наших дней, вошло более 250 объектов, в том числе 180 кукол.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Не стоит ждать от выставки той же ярко-розовой эстетики, что и от одно­именной киноленты (куратор Даниель Том подчеркивает, что Музей дизайна начал переговоры с Mattel три года назад, задолго до премьеры фильма). «Представление о том, что Барби — это непременно розовый цвет, к сожалению, сопровождает бренд на протяжении всей его истории. Поэтому мы старались подходить осознанно к тому, где и в каких количествах мы его используем», — рассказывает Том. Кстати, в Mattel к розовому брендингу обратились только в конце ­1970-х, так что посетителей выставки ждут открытия.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Дизайн выставки разработало бюро Sam Jacob Studio. По словам куратора, оно предложило «очень яркий и ироничный проект», включающий среди прочего огромный постамент в форме Калифорнии для раздела, посвященного влиянию «золотого штата» на Барби и ее мир.

Экспозицию открывает приобретенный музеем редкий экземпляр самой первой, раскрашенной вручную Барби, выпущенной в 1959 году, а также первая модель Кена и первый «Дом мечты», представленный в 1962-м.

Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Барби No. 1. 1959. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Выставка состоит из трех тематических разделов. Во-первых, это сама кукла и ее дизайн — с упором на то, как с течением времени менялись материалы и техники производства и как в различных моделях находили отражение разные общественные тенденции. В числе прочего здесь есть полученные при помощи КТ-сканирования изображения первой и современной Барби, демонстрирующие, насколько по-разному они устроены внутри. Второй раздел рассказывает об игровом процессе через наряды и профессии куклы. Наконец, последний раздел посвящен миру Барби с ее «Домом мечты», мебелью, автомобилями и аксессуарами. В этой части выставки раскрывается роль Барби как культурного ориентира и источника вдохновения для людей, работающих в сфере моды, дизайна и кино (в том числе через костюмы и декорации для фильма «Барби»). Том подчеркивает, что не обошли вниманием и Кена: «Пусть он и просто Кен, но и ему досталось место в экспозиции».

«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
«Домик мечты Барби». 1962. Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Многие экспонаты на выставку прибыли из Лос-Анджелеса, из архива Mattel, который Том посетила во время ее подготовки. В их числе — оригинальные эскизы кукол и нарядов, а также материалы, использовавшиеся для производства волос и корпусов кукол. Кроме того, в экспозицию включили прототип первой говорящей Барби, туловище которой сделано из прозрачного пластика, чтобы продавцы могли увидеть встроенный в нее механизм.

Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.  Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.
Экспозиция «Барби. Выставка» в Музее дизайна в Лондоне.
Фото: Jo Underhill/Design Museum/Mattel, Inc.

Том уверена, что выставка привлечет широкую аудиторию. «Я хочу иметь возможность поговорить о Барби с точки зрения дизайна, но так, чтобы не отпугнуть людей, не имеющих к миру дизайна никакого отношения», — объясняет куратор. Кроме того, Том надеется, что выставка поможет преодолеть существующие у некоторых негативные представления о Барби. «Я прекрасно понимаю, что у этой куклы и ее бренда множество культурных коннотаций, и надеюсь, что те, кто придет на нашу выставку, осознают, что не все из них плохи», — говорит куратор. Организаторы планируют отправить выставку в международное турне.

Музей дизайна
«Барби. Выставка»
До 23 февраля

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+