18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Турция приглашает окультуриться после заката

Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи. Фото: Austrian Archaeological Institute
Теперь на Библиотеку Цельса в древнем Эфесе можно любоваться до полуночи.
Фото: Austrian Archaeological Institute
№124, сентябрь 2024
№124
Материал из газеты

Некоторые из знаковых достопримечательностей Турции открыли для посещения в вечерние часы, когда спадает зной. Эксперты опасаются, что дополнительный наплыв посетителей может навредить древностям

Ряд знаковых туристических объектов Турции, включая руины древних городов Аспендос, Иераполис, Патара и Эфес, открыли для посетителей в вечерние и ночные часы в рамках экспериментального проекта «Музеи ночью». Посещение археологических памятников после захода солнца (время работы некоторых из них продлили до полуночи) позволяет туристам не только по-новому взглянуть на исторические сокровища страны, но и передохнуть от экстремально высоких температур.

В районе Эфеса — одного из самых больших и хорошо сохранившихся греко-римских городов на территории современной Турции — температура в этом году побила рекорды, превышая в некоторые дни 40 градусов, что сделало прогулки по территории археологического комплекса не только утомительными, но и опасными. Теперь же мраморный фасад построенной около 1,9 тыс. лет назад Библиотеки Цельса, визитной карточки Эфеса, блистает, купаясь в свете прожекторов, а не палящих лучей солнца.

Фрагмент древнего города в Эфесе. Фото: Bugra Sikel/unsplash.com
Фрагмент древнего города в Эфесе.
Фото: Bugra Sikel/unsplash.com

«Пилотный проект» ночного туризма, как выразился министр культуры и туризма Мехмет Нури Эрсой в недавнем интервью на местном телевидении, отвлечет людей «от бассейнов в отелях, действующих по системе „все включено“, и поддержит работу множества турецких предприятий, которые зависят от туристических долларов».

Туристический сектор является краеугольным камнем экономики Турции. По оценкам специалистов, он обеспечивает около 2 млн рабочих мест. Доходы отрасли достигают $1 трлн, что составляет порядка 10% от ВВП страны. По словам Эрсоя, в этом году Турция стремится привлечь 60 млн иностранных туристов, чтобы побить прошлогодний рекорд в 56,7 млн.

Античный город Патара. Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com
Античный город Патара.
Фото: Romuald Le Peru/Flickr.com

Всплеск туризма неизбежно увеличивает нагрузку на достопримечательности, среди которых 15 объектов, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО (еще десятки находятся на рассмотрении). «Использование исторических мест для экономической выгоды усложняет работу по их сохранению и поднимает вопрос: защищаем ли мы историю или превращаем ее в товар? — говорит Озгюн Озчакыр, председатель Ассоциации специалистов по сохранению и реставрации — неправительственной организации, эксперты которой консультируют по вопросам политики в области исторического наследия. «Посещение такого места, как Эфес, ночью позволяет людям увидеть его в другой, по-настоящему красивой обстановке. Но объект может и не выдержать такого наплыва людей», — добавляет он.

Министерство культуры и туризма, в свою очередь, уверяет, что распределение турпотоков по большему количеству часов в день является более рациональным и способствует сохранению культурного наследия страны. Чтобы обеспечить «минимальное воздействие на исторические сооружения», на объектах были установлены системы светодиодного освещения с регулируемой температурой: они излучают меньше ультрафиолетового и инфракрасного света. Также, по заявлению министерства, «было увеличено количество сотрудников ночной охраны на объектах для обеспечения безопасности посетителей и защиты исторических артефактов».

Античный театр Аспендос. Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com
Античный театр Аспендос.
Фото: Hafizul Hafiz/Unsplash.com

В июне новостные агентства сообщили, что турецкие туристы пели патриотические песни, протестуя против того, что Библиотеку Цельса отгородили ради пассажиров люксового круизного лайнера, собравшихся на приватный ужин под возвышающимся резным фасадом здания, храма науки времен Римской империи.

Экс-министр туризма Бахаттин Юджель опасается, что «ночная музеология происходит в условиях, когда трудно понять, кто приходит и уходит… Мы хранители, защищающие наследие для будущих поколений, но если задаться вопросом, насколько мы чувствительны к этому, то, к сожалению, приходится отвечать отрицательно».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+