18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Философская выставка Ильгиза Фазулзянова идет в Музее Фаберже

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Название проекта, «На свет из темноты», как бы отсылает к бабочке из стихотворения Арсения Тарковского: «Из тени в свет перелетая, Она сама и тень и свет». И действительно, бабочки — самый повторяющийся образ в экспозиции

Около 100 произведений ювелирного искусства представлены в залах нового выставочного пространства Музея Фаберже и занимают два этажа. Помимо предметов, специально изготовленных для этой выставки, здесь можно увидеть произведения, созданные художником-ювелиром за последние годы.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Выставка «На свет из темноты» представляет собой трехчастную композицию («Пробуждение», «На свет из темноты» и «Цель»), основная идея которой — проблема сохранения природы и духовной гармонии человека с окружающим миром. Сам художник называет ее «путешествием в храм души, путем познания и поиска себя через образ бабочки, стремящейся к свету».

«Проект „На свет из темноты“ — это путь прохождения трансформации общества, который я наблюдаю последние пять лет, — рассказал изданию Ильгиз Фазулзянов. — У меня возникали вопросы по этому поводу, и я находил ответы, они визуализировались в ювелирных предметах. Бабочка стала главным героем коллекции не случайно. Именно она миллионы лет трансформируется из гусеницы в прекрасную бабочку. А чтобы понять мир другого, надо его прочувствовать. Начинаю копировать то, что создала природа, и в каждую новую работу привношу свои взгляды, трансформирую реальность».

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Ильгиз Фазулзянов — на сегодняшний день один из самых известных и титулованных российских ювелиров, его даже называют ювелирным гением современности. Наибольшую популярность он завоевал мастерским владением техникой художественной эмали. Он единственный в России ювелир, дважды получивший Гран-при международного конкурса International Jewellery Design Excellence Awards (в 2011 и 2013 годах). Его работы дважды экспонировались в Музеях Московского Кремля, а также не раз на престижных выставках по всему миру. Произведения Ильгиза Фазулзянова находятся в фондах Оружейной палаты в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана в Казани, в Фонде Van Cleef & Arpels в Париже. Их нередко выставляют на торги аукционные дома Christie’s и Bonhams.

Первый этаж музейного пространства занимает проект «Пробуждение», который в этом году уже выставлялся в залах Оранжерейного корпуса Нижнего парка в Петергофе. Это серия работ, посвященных теме спасения природы и смене времен года.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Основная экспозиция выставки «На свет из темноты» занимает второй этаж музейного пространства. Все эти работы были специально изготовлены автором для показа в Музее Фаберже. Темный зал заполнен световыми колоннами, внутрь каждой из которых заключен один экспонат — брошь-бабочка, выполненная в своем собственном стиле. Каждый предмет создан из особого набора драгоценных камней с использованием особых приемов дизайна, закрепления камней, работы с художественной эмалью.

По мнению автора, колоннада — символ духовных опор. Зрители переходят от колонны к колонне, чтобы рассмотреть экспонаты, как бы парящие в невесомости в окружающей их темноте, выхваченные из нее направленными лучами света.

«Это проект о пространстве внутри каждого из нас, где все замерло в ожидании света, — говорит Ильгиз Фазулзянов. — Света, которого ждут, чтобы раскинуть руки и вдохнуть глубоко, как свежий воздух, пронизанный и согретый лучами солнца».

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Каждое произведение для автора — мысль, воплощенная в предмете. Все экспонаты сопровождаются стоящими у основания колонн небольшими плакатами с текстами. Это цитаты художника с его размышлениями о трансформации общества, о свете и тьме, о человеке и о том, что все его поступки не остаются незамеченными, и о том, что на смену одним идеям и убеждениям приходят другие.

Центральная работа выставки — механический ювелирный арт-объект в виде двухметрового солнечного диска, к которому, как к источнику света, устремляются бабочки и в котором отражаются фигуры и лица посетителей, как бы согретые животворящими солнечными лучами.

Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.  Фото: Музей Фаберже
Выставка «На свет из темноты» в Музее Фаберже.
Фото: Музей Фаберже

Третья часть общей экспозиции — восьмиметровая ювелирная инсталляция «Цель». Она находится во втором зале второго этажа. Инсталляция затрагивает проблему исчезновения редких животных. На равном расстоянии друг от друга расположено 13 небольших витрин с «ювелирными пулями», каждая из которых посвящена какому-то одному исчезающему по вине человека виду. Пули выполнены из драгоценных металлов, инкрустированы камнями и украшены гравировкой, изображающей животное конкретного вида.

«Мы рады принять в пространстве музея выставку современного автора Ильгиза Фазулзянова, имя которого также заслуженно обрело международную известность, — говорит Владимир Воронченко, президент фонда «Связь времен» и Музея Фаберже. — Совмещая в своих работах традиции прошлого и уникальные современные технологии, художник создает произведения ювелирного искусства высочайшего уровня».

Музей Фаберже
«На свет из темноты»
До 8 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+