18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Византийские монеты выставили в Музее Международного нумизматического клуба

Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Главной темой выставки в МНК стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба
№125, октябрь 2024
№125
Материал из газеты

«Византийская симфония» не о музыке: словом «симфония» обозначают принцип согласия между светской и церковной властью. Как этот принцип воплотился в византийских монетах и почему с их помощью было невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу?

Главной темой выставки в Музее Международного нумизматического клуба (Музей МНК) стала уникальная особенность византийских монет — соединение мирского и духовного. Несколько веков на одной стороне монеты, предмета светского, чеканили изображение императора, а на другой — фигуры и лики Христа, Богоматери и святых. «Монеты стали воплощением византийского принципа власти — симфонии, то есть согласия, земного и небесного, власти императора над миром и Бога над императором, — рассказывает куратор выставки Богдан Берковский. — Такой дуализм кажется теперь удивительным. В этом случае невозможно отдать кесарево кесарю, а Божье — Богу, ведь царь земной и царь небесный отчеканены на одной монете».

В экспозиции более 500 предметов, среди которых не только нумизматические памятники, но и резьба по камню, художественный металл, манускрипты и иконы. И одна из важных задач выставки — показать, что монеты проявляют смыслы, заложенные во всей византийской культуре, что они подчиняются тем же иконографическим и эстетическим законам, которым подчиняется византийское изобразительное искусство в целом.

Солид Юстина II. 565–578. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Юстина II. 565–578.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Как у монеты две стороны, так и выставка делится на две большие части, продолжает Богдан Берковский. Одна — это портретная галерея императоров IV–XVI веков, удивительная своей полнотой. На аверсах можно найти лица Юстиниана I Великого, при котором Византия пережила наивысший расцвет, и Юстиниана II Курносого, известного своей жестокостью. В этом ряду есть и редкие монеты с изображением узурпаторов, едва успевавших за время короткого правления отчеканить золотые солиды с собственным портретом. Есть монеты периода иконоборчества, когда идея божественности императора отвергалась.

Императрица Ирина, восстановившая иконопочитание, первая женщина, правившая Византией самостоятельно, приказала отчеканить свое лицо на обеих сторонах монеты.

Второй раздел выставки посвящен духовной «стороне». Здесь много произведений других видов искусств, что подчеркивает иконографические связи нумизматики с ювелирным искусством, иллюминированными рукописями, а также гео­графические и политические связи Византии с миром. Тут представлены мелкая пластика из металла и древнерусский резной камень, панагии, или резные иконки, с изображением Дмитрия Солунского и сюжета на тему чуда Георгия о змие, лампада XII–XIII века (эти предметы предоставлены Русским и Историческим музеями); икона со сканью и дискос с каменьями XVI века из Новгородского государственного музея-заповедника. Шедевр, который экспонируется едва ли не впервые, — лист из константинопольской псалтири с миниатюрой, изображающей Христа.

Солид Константина IV. 668–685.  Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Солид Константина IV. 668–685.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Еще одна тема выставки — «культурный транзит», копирование и перенос образов. В этом разделе — монеты турок династии Артукидов, правивших в Палестине и Сирии в XII–XV веках; они прямо копировали византийские (и даже античные) монеты. Удивительное соседство представляют «змеевики» — медальоны, на лицевой стороне которых изображены христианские святые, а на обороте — змееголовые или змее­ногие античные божества. Показаны монеты Латинской империи и редчайший златник князя Тмутараканского Олега (в крещении Михаила), активного участника княжеских междоусобиц Средневековой Руси.

«Византийская симфония» — пример мультидисциплинарной экспозиции, в которых Музей МНК не замыкается на своей узкой специализации, нумизматике, а стремится представить широкую картину эпохи, ее истории и культуры. 

Музей Международного нумизматического клуба
«Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»
До 30 сентября 2025

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+