18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты

Серебряный век настолько фонтанировал различными арт-группировками и художественными направлениями, что выделиться среди них было не так уж и просто. Хорошо помогал, как говорят сегодня, удачный нейминг: например, «Бубновый валет» или «Ослиный хвост». У той группы, которой посвящена новая выставка Музея русского импрессионизма, такого запоминающегося имени не было. Она звалась просто — Новое общество художников, сокращенно НОХ. Однако кураторы Музея русского импрессионизма доказывают, что во всем остальном группа заслуживает того, чтобы о ней как следует вспомнили — и записали в оперативную память всех любителей изящных искусств.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

И действительно, когда мы начинаем перебирать имена всех, кто входил в НОХ с 1903 по 1917 год или был экспонентом устраиваемых им выставок, список оказывается внушительным и полным знакомых, знаменитых фамилий. Основателем НОХ был Дмитрий Кардовский; здесь же его жена Ольга Делла-Вос-Кардовская, Борис Кустодиев, Алексей Щусев; среди выставляемых авторов — Александр Бенуа, Михаил Врубель (это была его посмертная выставка), Александр Головин, Василий Кандинский, Николай Милиоти и многие другие. За годы существования НОХ провел в Петербурге десять выставок, где приняло участие более 200 человек, включая молодых авторов — учащихся последних курсов и вчерашних выпускников Академии художеств. Кардовский хотел, чтобы те, кто еще не определился, к кому они хотят примкнуть, имели возможность выставляться. Это демократическое многообразие — как раз симптом той проблемы, из-за которой НОХ запомнился плохо: у него не было явного идеологического, стилистического принципа, в нем пересекались разные стили и течения (кроме самых левых).

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Куратор выставки Ольга Юркина рассказала нашему изданию: «Исследователи никогда не рассматривали НОХ как заметный след в русском искусстве, не делали проектов, не писали статей, не издавали книг, посвященных ему. Все искусствоведы пишут о том, что общество не имело крепкой эстетической основы, которая бы объединяла всех участников. Его называли просто площадкой для экспонирования». Однако, по словам куратора, когда в музее обратились к изданным каталогам выставок группы и составили списки работ, «стало очевидно, что всех этих художников отличает некое осознанное отношение к искусству, очень культурный и внимательный взгляд на то, чем они занимаются, стремление совершенствоваться в избранном деле». Именно это и показано на выставке, закрывающей в истории искусства Серебряного века лакуну, о которой никто почти и не подозревал. Впрочем, большинство выставок Музея русского импрессионизма построено на этом эффектном и очень полезном для истории культуры ходе.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

Выставка встраивает живописцев в общую атмосферу прекрасной предреволюционной эпохи, насыщенной гениями абсолютно во всех жанрах. «Мы связываем наши живописные и графические работы с произведениями поэтов Серебряного века, поскольку нашлось довольно много личностных и идейных пересечений», — говорит Юркина. Поэтому разделы выставки названы в честь знаменитых поэтических сборников Серебряного века: «Четки», «Камень», «Снежная маска», «Киммерийская весна» — последний из них наполнен впечатляющими крымскими пейзажами Константина Богаевского в сопровождении стихов Максимилиана Волошина. Всего на выставку удалось собрать 180 произведений из 55 музеев и частных собраний России и зарубежных стран, включая Киргизский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева.

Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма. Фото: Музей русского импрессионизма
Выставка «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музей русского импрессионизма

При подготовке выставки случились и открытия. Один из экспонентов общества значился в каталогах лишь под инициалами, однако Юркиной удалось выяснить: это возлюбленная Волошина англичанка Элизабет Вайолетт Харт, которая позже вместе с мужем, театральным художником Владимиром Полуниным, работала на дягилевских «сезонах». Именно эта супружеская чета во время постановок в Лондоне занималась поддержанием в нужном состоянии декораций, созданных Пабло Пикассо.

Музей русского импрессионизма
«Новое общество художников»
До 26 января

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+