Экспозиция «НИИ Архив. Ремонтаж» под кураторством искусствоведа Ирины Горловой — это первый проект нового направления деятельности Центра современного искусства «Винзавод» — НИИ Архив (Наука Искусство Исследование Архив). В дань уважения истории этого места для названия куратор заимствовала термин из виноделия — ремонтаж. Это процесс, в ходе которого виноматериал из нижней части емкости перемещается в верхнюю. Также и «НИИ Архив. Ремонтаж» поднимает материалы прошлого на поверхность, обнажая обычно скрытые от зрителя процессы архивации и работы с источниками.
Выставка состоит из десяти разделов, иллюстрирующих главные события и ключевые проекты, осуществленные за 17-летнюю историю «Винзавода»: «Эпохальные выставки», «Новые имена», «Комикс как искусство», «Арт-рынок и горизонтальные связи», «Уличное искусство», «Образовательные программы», «Регионы + международная деятельность», «Наука и искусство», «Видео как искусство», «Современная фотография Best of Russia».
Первое, что бросается в глаза, — рукописная работа легенды отечественного стрит-арта Кирилла Кто (Лебедева), стоявшего у истоков проекта «Стена» и участвовавшего в первом выпуске фестиваля «Винзавод. Граффити» в 2016 году. История эмоционально повествует о его личной хронологии знакомства и взаимодействия с пространством. Даже совсем далекие от современного искусства люди, хоть раз побывавшие в Москве, непременно видели, но не замечали уличные произведения художника — вырезанные глаза на сетках, затягивающих фасады ремонтируемых зданий. Также он известен работами с забавными цитатами и мемами, выполненными его особым, фирменным шрифтом.
Противоположную стену занимает раздел «Новые имена», где собраны первые произведения известных сейчас художников, чье становление и развитие происходило в пространствах «Винзавода» в рамках ныне закрытого проекта «Старт» и вполне бодрых «Открытых студий».
Ульяна Подкорытова в своих произведениях развивает собственный иронический художественный язык «косизма» (по аналогии с популярным сейчас понятием «русский космизм»). Она не боится использовать нарочито «лапотные» символы: березки, медвежьи лапы и, конечно, косы. По словам самой художницы, «психологически отделаться от русской традиции с таким фольклорным именем — Ульяна Подкорытова — уже никогда не получится». Самым на настоящий момент большим и запоминающимся произведением Подкорытовой стала 30-метровая коса «Косандра», которую носили наподобие китайского дракона на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце.
Уроженка Кемерова Татьяна Ахметгалиева часто обращается к образу матери-Сибири. Произведение из серии «Стадия куколки» — внушительных размеров вышивка с изображением красных фигур и лежащие на полу гигантские клубки. Художница использует нить как своеобразную метафору связующего элемента жизни, природы и человека.
Слава Нестеров родом с Урала. В своей художественной практике он исследует корреляции между материальностью, экономикой и технологиями. «Используя органические и неорганические материалы, найденные объекты и предметы массового производства, я изучаю случаи, когда непознанное становится явным и познаваемым», — говорит художник. В его причудливой и жутковатой зооморфной работе «Без названия» можно найти неочевидные отсылки к знаменитому пермскому звериному стилю (бронзовые фигурки средневековой цивилизации Урала).
Работу «Олень» Евгения Антуфьева кто-то из посетителей задумчиво прокомментировал: «Чей-то обманутый муж повесился…» Художник также родился в отдаленном регионе — Республике Туве, герметичном, окруженном горами пространстве, где, как он говорит, «все энергии более медленные, старые». Для автора это символ защищенности, возможность спрятаться в защитном поле, свернуться в позу эмбриона. «Кажется, что если правильно все сложить, то что-то обязательно произойдет... И все тогда сложится правильно и в жизни, и вообще... Нужно только правильно все собрать и разложить…» — рассказывает о своем видении художник.
Художница Vivato Ека много работает с темами семейного прошлого. Трогательные фотопортреты «Бабушка в красном платке» также иллюстрируют личную историю. «Моя бабушка всю сознательную жизнь прожила в небольшом селе. Там даже сейчас нет магазинов с одеждой — только с продуктами. Выбор одежды ограничивается тем, что привозят на утренний рынок по средам. Но даже в этих условиях моей бабушке удается сохранять и транслировать свой индивидуальный стиль. Она любит цветочные орнаменты, яркие цвета, особенно красный. Я рада, что сейчас она может носить его. Потому что когда-то ей сильно досталось за любовь к красному: мой ныне покойный дед не поощрял яркость, один раз даже изрезал новое красное пальто, которое бабушке каким-то образом удалось достать. Когда я попросила бабушку одеться для фото, мне особенно понравился ее красный платок».
В разделе «Эпохальные выставки» впервые представлены материалы грандиозных проектов «Верю!» под кураторством Олега Кулика, «Московской ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых, персональных выставок Александра Бродского и Ирины Наховой, Международного фестиваля комиксов «КомМиссия». В углу неприметно располагается «Комната отзывов» на «Московскую ретроспективу», где почерком Ильи Кабакова воспроизведены оценки посетителей инсталляций «Туалет» и «Жизнь мух», показанных на «Винзаводе» в далеком 2008 году.
В центре зала находится прозрачная ротонда с экранами. По мнению архитектора выставки Константина Ларина, «это энергетический центр всей экспозиции. Не просто телевизоры с фото, а специальное пространство лаборатории, информационный блок для бесконечного, вневременного исследования. Витрины, ротонда, библиотека — это все как день открытых дверей в лаборатории, где можно безопасно изучать, смотреть, чем занимаются эти самые архивисты».
В рамках выставки планируется просветительская программа, включающая встречи, дискуссии и круглые столы с художниками, кураторами, искусствоведами.
Центр современного искусства «Винзавод», Цех красного
«НИИ Архив. Ремонтаж»
До 19 января