В историческом здании типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице до 8 декабря проходит ярмарка современного искусства |catalog|, организованная Ассоциацией галерей. Пятьдесят пять российских участников представили здесь лучшее из своих коллекций, а поскольку время предновогоднее, то и общая атмосфера праздничная: изобилие елок, зверушек, птичек и просто жизнерадостных картинок и объектов. Второй красной нитью стала тема археологии, но начнем, пожалуй, с веселого.
Елка Игоря Самолета (хотя в данном случае более уместно все же слово «палка») — голый ствол с парой облезлых веток, увенчанный красной звездой, — ушла со стенда галереи сцена/szena даже не на предпоказе, а еще до него. Галерея Myth представила нетривиальные работы Вадима Михайлова: на плащ-палатках изображены «криповатые» зверушки, скелетики и непосредственно елки, как их видит автор. Выбор материала неслучаен: художник все время в разъездах и, соответственно, не может не задумываться о том, как украсить временные жилища, так что плащ-палатка — это практически «праздник, который всегда с тобой». Цена празднику — 550 тыс. руб. Уже более классическое живописное хвойное Гоги Тотибадзе можно приобрести в одноименной галерее за €20 тыс. Нарядная красавица Шимона Окштейна ограниченного тиража (шелкография, 1/3) на стенде «Е.К.АртБюро» обойдется в 370 тыс. руб., а текстильная, Анастасии Иваненковой, у «К35» — за 60 тыс. руб. На ней вышита часть цитаты найденного художницей собственного послания Деду Морозу: «Хочу шоколадку. С новым годом! Удачи и успехов. Настя 4 года». Украсить дом чуть более декорированной, чем у Самолета, но тоже довольно аскетичной палкой Саши Нестеркиной можно за 300 тыс. руб. в Grabar Gallery. Продолжают зимнюю тему коньки из попкорна под названием «Гелиосоциализм» Алисы Смородины в галерее Flor et Lavr за 100 тыс. руб.
Перейдем к веселому и яркому. На стенде XL плюшевые дельфины Ирины Кориной (1,4 млн руб.) выставлены на фоне ярко-красного баннера Crocodile business группировки ЗИП (900 тыс. руб.). Необычной формы холсты-матрешки художницы Мары в Art & Brut Gallery стоят по 250 тыс. руб., а кислотная по цветам и содержанию живопись Ирины Епифановой с зелеными рептилоидами — по 150 тыс. руб. Там же не обошлось и без «хайповой» темы, которую поддерживает квадриптих Антона Бубновского «Иногда банан — это просто банан». В Triumph очень смешные керамические фигурки «Старые панки», созданные в единственном экземпляре Алисой Рословой специально для ярмарки. По словам художницы, все образы — это реальные люди и можно попробовать угадать, кто есть кто (бесплатно), или забрать себе (по 80 тыс. руб. за штуку). Не совсем, но близкие по тематике акварели Филиппа Орлова с изображением досуга четких пацанов 1990-х можно найти на стенде Artstory.
Много яркой живописи Василия Галактионова на стенде Art Object Gallery. Говоря о «веселеньком», традиционно сложно обойти вниманием стенд «11.12», изобилующий объектами Василия Слонова. Тут в ассортименте и его неваляшки (150 тыс. руб.), и черепа из черной и красной икры (по 500 тыс. руб.), а по стенам расползлись кирпичи на ножках. Там же забавные гастрономические портреты-ассамбляжи Анны Селиной. Черепа и продукты питания объединены на холстах Ильи Гапонова в студии «Непокоренные».
В галерее 159F примечательна живопись братьев-близнецов Антона и Артема Матвеевых. «Фишечка» стилизованных под детские картинки холстов в том, что, несмотря на их объемность, выполнены они исключительно маслом. По словам авторов, наиболее толстые слои высыхают до твердого состояния примерно через год. Цена — от 400 тыс. до 800 тыс. руб.
Целиком состоит из текстиля стенд Atelier Choutko: гигантский желтый ковер «Витрувианский человек» Александра Повзнера стоит 1,9 млн руб., а небольшие коллажи Пахома — 50 тыс. руб.
Занятная история произошла на стенде Pogodina Gallery с работой Ивана Симонова. На ней изображен стоящий спиной к зрителю мужчина. Несмотря на то что мужчина не обнажен, организаторы ярмарки попросили прикрыть нижнюю часть спины. Теперь поверх фигуры красуется газета «Московский комсомолец», на которой можно почитать анекдоты, а можно аккуратно приподнять и убедиться, что на мужчине есть плавки. Там же — гигантский холст с рыбками Аркадия Насонова (2 млн руб.) и подводная лисичка Владимира Дубосарского (2,8 млн руб.).
Изобилует шедеврами стационарный (да и блуждающий тоже) стенд галереи «Пальто»: тут и инсталляция «Котик» Бориса Матросова 1996 года (1 млн руб.), и линейки Анатолия Осмоловского «Новый стандарт» (по 100 тыс. руб.), и миниатюрная графика Ивана Языкова (€150), и фотографические «Артефакты» Франциско Инфанте (120 тыс. руб.).
Конечно, на ярмарке представлены и «серьезные» работы. Как уже упоминалось, многие ударились в тему археологии. Например, всегда выделяющийся элегантностью и продуманностью стенд Futuro Gallery целиком посвящен пещерам в широком понимании. По углам — кучи земли с вкраплениями «следов несуществующей цивилизации» Артема Брюхова, впечатляющее деревянное панно Андрея Бергера, дополненные графикой Дани Пирогова, работающего с хтонической мифологией и темой «дикого» сакрального.
В галерее Jessica, получившей приз за лучший стенд на недавно прошедшей ярмарке Cosmoscow, также представлены «археологические» артефакты: художница Вера Светлова сначала создает, а потом разрушает вазы в античном стиле. Черепки она либо собирает обратно в примерно первоначальный вид, либо размещает на панно, предлагая покупателю при желании сложить керамический пазл самостоятельно. Цены от 60 тыс. до 120 тыс. руб.
pop/off/art представляет бронзу Андрея Красулина, выполненную в необычной технике: художник использовал формы из, казалось бы, неподходящих материалов — войлока, картона, коробки от лампочек, сохраняя их текстуру. В итоге получаются объекты — как бы тоже артефакты несуществующих цивилизаций. Цены — от €3,5 тыс. за самую маленькую коробочку до €35 тыс. за самую большую скульптуру. Также состаренный металл представляет Artstory: работы Евгения Прохоренко «Три грации» (900 тыс. руб. за каждую) выполнены из металла, который ржавел в течение девяти лет, и, таким образом, их невозможно повторить, даже если бы скульптор этого захотел.
Тему подхватывает казанская галерея «Бизоn», которая объединяет работы Линара Ахметова, выполненные в технике традиционного татарского шамаиля, картины-изречения, когда текст пишется с обратной стороны стекла и подсвечивается фольгой, и псевдоисторические объекты, например «Вордискон» Максима Агафонова — деревянную граммофонную пластинку (50 тыс. руб.).
В рамках проекта для молодых художников Fresh Talents, представлены работы студентов и выпускников Школы Родченко. «Дуб облетает первым» 2016 года уже упомянутого автора хитовой елки Игоря Самолета стоит 350 тыс. руб., симпатичные картинки Полины Стриж в ярких рамках — от 7 тыс. до 15 тыс. руб., а утонченная графика Бориса Брагина — 30 тыс. руб.
В целом, по оценкам даже самых лютых критиков из арт-мира, |catalog| вновь превзошел себя и по количеству, и по качеству, и по разнообразию. Тут можно найти абсолютно все и в любом ценовом сегменте. Советуем заложить не менее трех часов на посещение ярмарки, а вдумчивый осмотр (с редкими перерывами на коктейль) у нас занял восемь часов.