18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ватикан открывает доступ к личной коллекции папы и показывает Аполлона Бельведерского после реставрации

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Это происходит в рамках празднования так называемого Юбилейного, или Святого, года, обычно объявляемого раз в 25 лет. В программе — масса выставок на разных площадках Ватикана

Ожидается, что в Юбилейный год христианства, который в очередной раз отмечается в 2025 году, приток посетителей в музеи Святого престола и Рима увеличится на миллионы. Обычно Католическая церковь объявляет Юбилейный год раз в 25 лет, но предыдущий отмечался в 2016 году по решению папы Франциска I после его избрания в 2013 году (кстати, папский талисман юбилея — персонаж-маскот по имени Люче, одетый в желтую куртку с капюшоном).

В юбилейные годы люди со всего света съезжаются в Рим, чтобы посетить его главные храмы, в том числе базилики Святого Петра, Санта-Мария Маджоре и Сан-Паоло Фуори ле Мура. В каждой из них есть Святые врата, которые открывают только в Юбилейный год.

справка
Что такое Юбилейный год

Впервые Юбилейный, или Святой, год отмечался в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейными годы должны были считаться каждые 100 лет, в начале нового века. В 1343 году Климент VI решил отмечать юбилей каждые 50 лет. В 1389-м папа Урбан VI уменьшил промежуток между юбилейными годами до 33 лет (в честь земной жизни Христа). В 1470 году Павел II вынес новое постановление: юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в праздновании. Кроме того, папы римские несколько раз пользовались правом объявлять внеочередной Юбилейный год.

Католическая церковь связывала с юбилейными годами получение полных индульгенций, то есть полную отмену временных наказаний за грехи. В четырех патриарших базиликах Рима паломникам во время посещения необходимо пройти через Святые врата (Santa Porta) — священные двери, которые открываются только в официальный Юбилейный год. Открытые двери символизируют прощение и милость Божью ко всем грешникам. Святые врата открывает в начале года и закрывает в конце года сам папа римский.

Еще…

Согласно некоторым оценкам, программа Юбилейного года удвоит туристический поток в Вечный город, который в прошлом году посетило 35 млн человек. Туристы и паломники начнут прибывать с конца декабря. В канун Рождества в присутствии папы Франциска в соборе Святого Петра распахнут Святые врата, которые традиционно открываются всего четыре раза в столетие.

Барбара Ятта, директор Музеев Ватикана, рассказала, что в 2025 году работу музеев продлят на два часа в день. «Мы ожидаем очень большого потока посетителей и надеемся, что нам удастся обеспечить им комфорт, — говорит она. — Мы хотим, чтобы они провели время приятно и с пользой, чтобы смогли почувствовать глубокий смысл экспонатов. Юбилейный год пройдет под девизом „Пилигримы надежды“, а в эти непростые времена надежда так важна для всех нас».

Одной из первых открылась выставка «Иконы надежды» в церкви Святой Агнессы в Риме. «Это невероятная экспозиция шедевров из Восточной Европы, России и других стран, — рассказывает Ятта. — Мы хотим показать икону как своего рода физический носитель молитвы, потому что это одновременно и произведение искусства, и молитва сама по себе». Большинство из 18 вошедших в экспозицию икон, созданных в период с XV по XX век, выполнены темперой по дереву.

Редкие вещи Бернини

Посетители одной из специальных выставок в Музеях Ватикана получат редкую возможность увидеть два произведения Джованни Лоренцо Бернини — «Проклятая душа» и «Блаженная душа» (обе — 1619) — из палаццо ди Спанья, доступ в который обычно закрыт для публики.

Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Проклятая душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

Летом откроется экспозиция «Семь паломнических церквей Рима», в которую войдут архивные фотографии главных церквей Юбилейного года, сделанные фотографом-документалистом Ромуальдо Мошиони, к 100-летию со дня смерти которого приурочена выставка.

Папа Франциск собирается показать публике некоторые из своих любимых произведений искусства, украшающих его личные апартаменты, в том числе картину Эль Греко «Христос Спаситель», которая будет экспонироваться в Музеях Ватикана весной. Кроме того, Ятта обещает особые «сюрпризы» на Рождество и на Пасху.

Еще один шедевр, единственная в собрании ватиканских музеев картина Караваджо «Положение во гроб» (около 1600–1604), будет экспонироваться в павильоне Святого престола на Всемирной выставке в японской Осаке. «Мы ценим возможность поделиться нашим наследием на таком важном мероприятии», — говорит Барбара Ятта, добавляя, что картина редко покидает пределы Ватикана и в предыдущий раз это произошло в 2017 году.

Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619. Фото: Roberto Sigismondo
Джованни Лоренцо Бернини. «Блаженная душа». 1619.
Фото: Roberto Sigismondo

В числе других художественных событий, приуроченных к Юбилейному году, выставка искусства модернизма в недавно открывшемся Музее дель Корсо, на которой представлено «Белое Распятие» (1938) Марка Шагала, привезенное из Чикагского института искусств. Это первая из серии работ, созданных художником на фоне преследования евреев в 1930-х годах; в них он изобразил Христа как еврейского мученика.

Преображение фонтана Треви и Аполлон Бельведерский

На одной из важнейших мировых достопримечательностей — римском фонтане Треви — завершены реставрационные работы, которые продолжались три месяца и обошлись в €300 тыс. Теперь фонтан можно рассмотреть ближе благодаря появившимся в ноябре мосткам из стекла и стали, за вход на которые позднее с туристов собираются взимать плату. Монеты, которые бросают в Треви, идут на финансирование католической благотворительной организации Caritas; в прошлом году фонтан принес ей около €1,5 млн.

Фонтан Треви в Риме.  Фото: Сlementina Toso/Unsplash
Фонтан Треви в Риме.
Фото: Сlementina Toso/Unsplash

На озере Альбано, в 45 минутах езды на поезде от Рима, в бывшем летнем папском дворце в Кастель-Гандольфо, который сейчас входит в состав Музеев Ватикана, открыли выставку, посвященную сюжету Рождества у художников эпохи Возрождения, в том числе Доменико Гирландайо и Рафаэля.

Недавно отреставрированный Аполлон Бельведерский, один из самых прославленных шедевров в собрании Ватикана, теоретически готов поприветствовать каждого посетителя крепким рукопожатием — потому что в ходе недавней реставрации мраморной статуе вернули утраченную кисть руки.

Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.  Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS
Мраморная статуя Аполлона Бельведерского вернулась в Музеи Ватикана после реставрации.
Фото: Stefano Costantino/SOPA Images via ZUMA/TASS

Джандоменико Спинола, заместитель директора Музеев Ватикана, говорит, что статуя Аполлона (теперь с восстановленными золотыми волосами) — это «изумительное произведение, восхищавшее многих художников, в числе которых был и Микеланджело, придавший черты лица Аполлона Христу на „Страшном суде“ в Сикстинской капелле».

Кисть руки Аполлона восстановили по форме для отливки, которая, как считается, служила для изготовления оригинальной бронзовой статуи, копией которой является мраморная скульптура. Рука Аполлона изначально изваяна в положении для стрельбы из лука, и в Музеях Ватикана надеются, что теперь она указывает на новую главу в истории успеха этого прославленного музея.

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
5
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
6
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
7
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+