18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дом-палимпсест на краю истории: яркий пример любительской реставрации

Гостиная и мебель эпохи Александра II. Фото: Людмила Гройсер
Гостиная и мебель эпохи Александра II.
Фото: Людмила Гройсер
№127, декабрь-январь 2024
№127
Материал из газеты

Петербуржцы своими силами и на собственные средства восстанавливают старинную финскую квартиру в Выборге. За шесть лет дело продвинулось существенно — хотя реставрационный бюджет уже впятеро превысил расходы на приобретение недвижимости

Покупка квартиры в старинном доме может, как в водоворот, затянуть новых владельцев в сложный и затратный мир сохранения исторического наследия. Петербургский режиссер-документалист Глеб Петров и его друзья, совладельцы квартиры в самом центре Выборга, уже почти шесть лет восстанавливают интерьеры одной из исторических квартир.

Большой деревянный дом неподалеку от площади Старой ратуши — все, что сохранилось от бывшей усадьбы коллежского асессора Пера Урсина, построенной в 1840 году по проекту архитектора Карла Лесцига. В 1922 году дом приобрела торгово-промышленная компания Hackman & Co и разделила его на несколько доходных квартир.

Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни. Фото: стоп-кадр из видео, Петров Глеб
Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни.
Фото: стоп-кадр из видео, Петров Глеб

Объявление о продаже квартиры в доме № 4 по улице Сторожевой башни Глеб Петров увидел в интернете в 2018 году. Его впечатлили местоположение и планировка, хотя даже по фотографиям было понятно, что на восстановление потребуется немало сил и средств. «Моих денег не хватало — обратился к друзьям, — рассказал нашему изданию Глеб Петров. — Поехали смотреть дом. Увиденное ужаснуло и восхитило одновременно, и мы скинулись на покупку».

Изначально новые владельцы не ставили себе задачу вернуть интерьерам подлинный облик. Хотели в первую очередь избавиться от наследия советского быта: после войны бывшую отдельную квартиру сделали коммунальной. На тот момент весь дом уже имел статус выявленного объекта культурного наследия; предметами охраны считаются внешний облик, несущие конструкции дома и печи внутри него.

Расчищая квартиру и делая для себя неожиданные открытия, новые хозяева решили попробовать вернуть ей исторический облик, насколько возможно. Искали сведения об истории дома в российских и финских архивах. Летом 2019 года даже предприняли поездку в Финляндию по местам, где можно увидеть постройки такого типа.

Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни. Фото: Ольга Рогозина
Вид дома № 4 по улице Сторожевой башни.
Фото: Ольга Рогозина

После расчистки квартиры от мебели советского и постсоветского времени решили раскрыть стены, чтобы понять состояние бревен. По углам выпилили участки штукатурки и увидели оригинальные обои. В это время Глеб Петров познакомился в соцсетях с известным историком архитектуры Игорем Киселевым и рассказал ему о доме. Тот посоветовал раскрыть не только стены, но и полы, а особенно — потолки, где можно найти роспись или лепнину. Фактически Игорь Киселев стал неофициальным консультантом Петрова и компании, а в 2019 году даже приезжал в Выборг и дал высокую оценку усилиям хозяев квартиры.

Всю советскую штукатурку удалили, под ней открылся слой обоев 1920-х годов. А под ними — кусочки обоев 1840-х. Образцы всех исторических слоев показали специалистам Русского музея, которые определили химический состав и возраст бумаги. «Наклеили обои 1922 года на специальные панели на петлях, — рассказал Глеб Петров. — Их можно открывать как створки и показывать бревна сруба, фрагменты исторических обоев и бумаги, которыми обклеивали бревна первые хозяева. Реставрировать обои помогли студенты Училища Штиглица, которые работали у нас летом».

С полов в комнатах сняли оргалит и увидели отлично сохранившиеся широкие крашеные доски. Раскрыть красочный слой середины XIX века помогли профессиональные реставраторы. В коридоре на полу лежали прогнившие доски советского времени, лаги под ними тоже сгнили. Полы разобрали, потом договорились со знакомыми строителями, разбиравшими на дрова старые дома в Ленинградской области, и они привезли бревна из дома постройки 1880 года, из них нарезали доски нужной ширины. На потолке в коридоре провисла вагонка, а когда ее вскрыли, обнаружили трафаретную роспись середины XIX века. На полное раскрытие у хозяев на тот момент не было средств, поэтому решили открыть только два небольших участка, чтобы показать хотя бы кусочек подлинного потолка.

Многоцветная трафаретная роспись середины 19-го века.  Фото: Олег Еверзов
Многоцветная трафаретная роспись середины 19-го века.
Фото: Олег Еверзов

«Когда рассказываешь об этой работе, кажется, что все делается быстро и легко, — говорит Глеб Петров. — Но прошло уже шесть лет, и мы за это время потратили в пять раз больше средств, чем когда-то на покупку квартиры. А впереди еще очень много работы. И я уверен, что мы сделали правильный выбор».

Восстанавливать квартиру в старинном выборгском доме Петрову и его компаньонам помогают родственники, друзья, коллеги, случайные знакомые. Одни дарят мебель, аналогичную той, что могла бы стоять в квартире в XIX веке, другие — посуду, третьи помогают организовывать экскурсии, чтобы познакомить гостей города с подлинными интерьерами и бытом старинного финского дома. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+