18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Корейское искусство: с острова — в большой мир

Ким Суним (Kim Soonim). «Морской пластик Чеджу». 2024.  Фото: Ульяна Доброва
Ким Суним (Kim Soonim). «Морской пластик Чеджу». 2024.
Фото: Ульяна Доброва

На волне интереса к корейской культуре и искусству мы предлагаем посмотреть на произведения, которые были представлены не на крупных событиях вроде ярмарки Frieze Seoul и Биеннале в Кванджу, а на биеннале, которая прошла на острове Чеджудо

Пожалуй, самый популярный в мире бренд из Южной Кореи — k-pop. Интерес к музыке вполне закономерно получил развитие и в области корейского современного искусства, и моды, и гастрономии. У нас в России Музей современного искусства «Гараж» в рамках цикла лекций «Художники зыбкого мира. Современное искусство Азии» подготовил публичную программу, посвященную сегодняшнему корейскому искусству. Очередная лекция Елены Хохловой «Корейское искусство сейчас» состоится 26 марта. А вообще углубиться в тему можно в музейной библиотеке, где выделили тематическую подборку книг, включая «Корейское современное искусство: ориентирование на местности» и Korean Art: The Power of Now.

Стоит заметить, арт-инициативы активно продвигаются и в самой Южной Корее. Например, недавно там прошел большой фестиваль искусства, в программу которого были включены и ярмарка Frieze Seoul, и Биеннале в Кванджу. Мы предлагаем посмотреть, что показывали на еще одной биеннале, которая состоялась на острове Чеджудо и в его главном городе — Чеджу. Несмотря на камерный масштаб, Биеннале в Чеджу — одна из трех крупнейших в Южной Корее, наряду с выставками в Кванджу (с 1995) и Пусане (с 1998). Если рассматривать Куросио, теплое течение в северо-западной части Тихого океана, как инфраструктурный элемент региона, то Чеджудо оказывается важным узлом наряду с японскими архипелагами Цусима и Окинава и портом Нагасаки.

В этом году тема Биеннале в Чеджу звучала так: «Дрейф Апаги. Путь воды, ветра и звезд». Легенда о принце Апаги взята из японской хроники VIII века «Нихон сёки», где упоминается остров Тамна (средневековое название Чеджудо). В четвертой биеннале приняло участие 40 художников и коллективов из 14 стран, преимущественно из самой Южной Кореи и Восточной Азии. Особое внимание уделялось локальным художникам и сайт-специфическим проектам.

Пак Юнсик (Park Junsik), Ким Кьёнхун (Kim Kyounghoon). «По следам путешествия». 2024. Фото: Ульяна Доброва
Пак Юнсик (Park Junsik), Ким Кьёнхун (Kim Kyounghoon). «По следам путешествия». 2024.
Фото: Ульяна Доброва

Единственный проект, непосредственно посвященный странствиям Апаги, «По следам путешествия», создан корейцами Пак Юнсиком (Park Junsik) и профессором Ким Кьёнхуном (Kim Kyounghoon). Они изучили микроорганизмы и растения, занесенные вместе с древними кораблями и на подошвах путников, а также их влияние на экосистему островов региона.

Отсылка к национальному эпосу может восприниматься неоднозначно, намекая на возвеличивание традиционных ценностей. Однако японская хроника — важный документ, объединяющий Восточную Азию, и современные художники переводят тему в плоскость дискурса о едином культурном пространстве. Связующим звеном здесь выступает течение Куросио, по которому с берега на берег дрейфуют боги, письменность и мусор.

Ко Кванмин (Ko Kwang-min). «Путешествие корзин». 2000. Фото: Ульяна Доброва
Ко Кванмин (Ko Kwang-min). «Путешествие корзин». 2000.
Фото: Ульяна Доброва

Этнографический проект Ко Кванмина (Ko Kwang-min) посвящен древним традициям культурного обмена. Вдоль зрительского маршрута, словно по течению, проплывают сотни корзин — антикварных и современных, из Кореи, Малайзии, Тайваня, Филиппин и Японии. Где-то в живописном углу экспозиции на плазменном экране коллекционер вдохновенно рассказывает о связи традиционного плетения с экологическими проблемами.

Ян Кура (Yang Kura). «Безымянные». 2024.  Фото: Ульяна Доброва
Ян Кура (Yang Kura). «Безымянные». 2024.
Фото: Ульяна Доброва

Куросио приносит на берега не только пластик. Проект местного художника Ян Куры (Yang Kura) повествует о корейцах, погибших во время восстания на Чеджудо, тела которых были найдены на Цусиме. В экспозицию входит мемориальное древо, собранное из дрейфующих корейских артефактов — бутылок, буев, рыболовных сетей — в память о скитающихся душах.

Райская жемчужина с белоснежными пляжами, мандариновыми рощами и базальтовыми скалами, Чеджудо разделил горькую судьбу Кореи ХХ века — и Северной, и Южной. Особенно пострадал остров в начале холодной войны, когда увлеченные проамериканскими настроениями праворадикалы устроили бойню «красным дьяволам», убивая всех, даже детей, беременных женщин, стариков. По разным оценкам, с 1947 по 1954 год погибло от 15 тыс. до 30 тыс. человек. Сегодня об этом рассказывают местные музеи и книга нобелевской лауреатки Хан Ган «Я не прощаюсь» (на русский язык не переведена). Чеджудо объявлен международным островом мира.

Ким Сунам (Kim Soonam), Хига Ясуо (Higa Yasuo). «Соединяя острова». Фото: Ульяна Доброва
Ким Сунам (Kim Soonam), Хига Ясуо (Higa Yasuo). «Соединяя острова».
Фото: Ульяна Доброва

Совместная выставка «Соединяя острова» корейца Ким Сунама (Kim Soonam) (1949–2006) и японца Хиги Ясуо (Higa Yasuo) (1938–2000) расположена на южной оконечности острова, среди угольно-черных скал и бирюзовой воды. Оба документалиста исследуют схожие шаманские ритуалы острова Чеджудо и архипелага Рюкю (Окинава). Важно отметить, что не только ритуалы, одеяния и смыслы близки, но и сами черно-белые композиции стилистически идентичны и говорят на языке японской послевоенной экспериментальной фотографии, опять-таки возвращая нас к идее о едином культурном пространстве региона.

Джеймс Сит (James Seet). «Меж волн. Диалог в красном и синем».  Фото: Ульяна Доброва
Джеймс Сит (James Seet). «Меж волн. Диалог в красном и синем».
Фото: Ульяна Доброва

Малазиец Джеймс Сит (James Seet) в инсталляции «Меж волн. Диалог в красном и синем» обращается к культуре корейских женщин-ныряльщиц хэнё и малазийских морских кочевников оранг-селетаров. Он пишет их портреты на морских буях, лежащих в бассейне перед музеем, переосмысливая море как убежище и символ устойчивости.

Вулканический Чеджудо напоминает Сицилию: перенасыщенная история делает его музеем самому себе — с архивом живых традиций и мемориалом глобальных трагедий. Биеннале в Чеджу не просто выставка, но одна из немногочисленных платформ для высказывания представителей Восточной Азии, чьи судьбы переплетены, культуры близки, а языки и религии соединяются, как лозы в корзине.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+