18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мурал, спрятанный за фальшивой стеной, вновь увидел свет

Фреска «Борьба с терроризмом» (фрагмент) сыграла значимую роль в будущей карьере Филипа Гастона и Рубена Кадиша.  Фото: Hauser & Wirth
Фреска «Борьба с терроризмом» (фрагмент) сыграла значимую роль в будущей карьере Филипа Гастона и Рубена Кадиша.
Фото: Hauser & Wirth
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

Единственную фреску, написанную в Мексике в середине 1930-х годов американцами Филипом Гастоном, Рубеном Кадишем и Жюлем Лангснером, представят широкой публике этой весной после завершения реставрационного проекта

Фреска «Борьба с терроризмом», также известная как «Борьба с войной и фашизмом», впервые была показана зрителям в Морелии, столице мексиканского штата Мичоакан, вскоре после того, как Филип Гастон (который в то время еще использовал свою настоящую фамилию Гольдштейн), Рубен Кадиш и Жюль Лангснер завершили ее в феврале 1935 года. Однако впоследствии на протяжении многих лет она была скрыта за фальшстеной в особняке, построенном испанцами в 1785 году, — сейчас здесь располагается Региональный музей Мичоакана имени доктора Николаса Леона Кальдерона.

Эта работа площадью около 95 кв. м полностью покрывает стену внутреннего патио. По словам исследовательницы Эллен Ландау, хотя именно Гастон, «по всей вероятности, разработал ключевые образы» и написал наиболее скандальные элементы композиции, в том числе фигуры куклукс­клановцев, сам заказ получил Кадиш — благодаря совместной работе с Давидом Альфаро Сикейросом.

Фреска «Борьба с терроризмом» до реставрации. 2022.  Фото: Thomas Mayer
Фреска «Борьба с терроризмом» до реставрации. 2022.
Фото: Thomas Mayer

Знаменитый художник обратил внимание на талант студента, который помогал ему в создании фрески «Тропическая Америка» в Лос-Анджелесе. Как рассказывал Кадиш искусствоведу Стивену Полкари, первоначально заказ на создание фрески в Морелии предложили именно Сикейросу, но он отказался и порекомендовал вместо себя двух американцев — после того, как Кадиш прислал ему фотографии их фресок из Клуба имени Джона Рида. Эту серию, в которой отразилось стремление молодых художников к социальной справедливости, объявили пропагандой коммунистических взглядов, и в феврале 1933 года часть работ уничтожил капитан полицейского департамента Лос-Анджелеса.

Не исключено, что на решение Сикейроса повлияло отсутствие гонорара за работу: университет, которому тогда принадлежало здание, был готов выдать лишь $70 на материалы. Но молодых художников это не смутило. Они купили старую побитую машину и отправились в Морелию, прихватив с собой своего друга Лангснера, поэта и будущего художественного критика, который поехал вместе с ними, «чтобы смешивать краски».

Филип Гастон, Рубен Кадиш и Жюль Лангснер перед фреской «Борьба с терроризмом». Фото: Hauser & Wirth
Филип Гастон, Рубен Кадиш и Жюль Лангснер перед фреской «Борьба с терроризмом».
Фото: Hauser & Wirth

Прибыв в Морелию в августе 1934-го, всего за полгода Гастон и Кадиш создали произведение ошеломляющей сложности. Работа, известная местным жителям под названием «Инквизиция», состоит из нескольких сегментов. Отчасти это обусловлено тем, что ее разделяет балкон, идущий по периметру патио. Некоторые фигуры на фреске связаны веревками и повешены в петле. Выдвигались предположения, что эти образы, с одной стороны, навеяны воспоминаниями о том, как десятилетний Филип Гольдштейн нашел тело своего повесившегося отца, а с другой — служат отсылкой к линчеванию и другим актам расистского террора, которые в ту эпоху все еще были распространены в США. Сцены пыток одновременно олицетворяют и инквизицию, которую привезли с собой конкистадоры, и преступления, совершенные властями уже в XX веке.

Статья о фреске вышла в журнале Time, и это произведение, хотя и вызвало бурные споры в Соединенных Штатах и Мексике, способствовало развитию карьер Гастона и Кадиша.

Правда, в 1940-е годы тогдашний директор музея приказал закрыть работу фальшивой стеной из холста, натянутого на деревянную раму. Остается неясным, было ли это сделано, чтобы защитить ее от угрозы уничтожения, мысль о котором зрела в определенных кругах, или из-за какой-то другой опасности. Она вновь увидела свет лишь в 1973 году, когда при устранении протечки в здании обнаружили настенную роспись, сильно пострадавшую от влажности за минувшие десятилетия.

Фреска «Борьба с терроризмом» во время реставрации. Фото: Thomas Mayer
Фреска «Борьба с терроризмом» во время реставрации.
Фото: Thomas Mayer

Эухенио Меркадо Лопес, экс-директор Регионального музея Мичоакана, рассказал, что ранее уже предпринимались попытки начать ее реставрацию. Нынешний проект финансируется совместно Фондом Гастона и Национальным институтом антропологии и истории Мексики (INAH). Бюджет не разглашается, но, по неподтвержденным данным, стоимость работ составила 1,7 млн песо (около $82 тыс.). Восстановленную фреску уже показали на торжественной презентации 31 января.

«В 2006 году, когда я впервые приехала в Морелию, чтобы увидеть эту фреску, ее былое величие можно было только представить, — рассказала дочь Гастона Муза Майер. — Я глубоко признательна всем, чей кропотливый труд вернул к жизни эту необыкновенную раннюю работу. Лежащие в ее основе идеи сегодня столь же актуальны, как и 90 лет назад». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+