18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Большой проект о большом человеке: студенты посвятили выставку Леониду Бажанову

Леонид Бажанов. «Киргизия. Лето-70».  Фото: из архива Леонида Бажанова
Леонид Бажанов. «Киргизия. Лето-70».
Фото: из архива Леонида Бажанова

В HSE ART GALLERY проходит выставка памяти Леонида Бажанова, организованная при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ и ART ВЫШКИ

Экспозиция «Потом, вчера, сегодня, завтра» в HSE ART GALLERY, организованная при поддержке Школы дизайна НИУ ВШЭ и ART ВЫШКИ, посвящена Леониду Бажанову (1945–2025) — искусствоведу и куратору, который во многом определил развитие российского искусства 1960–2020-х.

Выставку курируют Юля Евстратова, Роман Миронов и Васса Пыркова — выпускники бакалавриата и студенты магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Соинициатором создания программы «Современное искусство» в Школе дизайна был Леонид Бажанов. Он содействовал реализации студенческих проектов (некоторые из них были показаны в его мастерской), принимал в них участие, присутствовал на защитах. В экспозицию вошли заметки о работах студентов, которые Бажанов делал во время просмотров. Поэтому выставочный проект стал в том числе данью уважения наставнику.

Документ из личного архива Леонида Бажанова. Фото: из архива Леонида Бажанова
Документ из личного архива Леонида Бажанова.
Фото: из архива Леонида Бажанова

Полностью охватить биографию Леонида Бажанова — задача непростая, поэтому в качестве опорных точек кураторы взяли несколько периодов его профессиональной деятельности и выстроили повествование вокруг них. Ритм задают шесть больших фанерных досок, которые разделяют экспозицию на тематические секции: квартирные выставки; основанные Бажановым творческое объединение «Эрмитаж», Центр современного искусства на Якиманке и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ); Венецианская биеннале 2001 года, где он выступил в роли комиссара павильона России; и программа «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Основу экспозиции составляют впервые представленные публике материалы из домашнего архива Бажанова, которыми поделилась его семья: рукописные заметки, схемы с именами художников, письма коллегам и другие документы.

«Мы работали в первую очередь с личным архивом Бажанова. Также экспозицию дополняют медиаматериалы архивов музея „Гараж“: он предоставил нам выпуски передачи „TV-галерея“ с открытия Центра современного искусства на Якиманке, интервью 2010 года Нины Зарецкой с Леонидом Бажановым о квартирных выставках, документацию национальных павильонов на 49-й Венецианской биеннале, а также фотографии выставки „Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987“, которую курировал Бажанов. Из архива Школы дизайна НИУ ВШЭ мы получили видео с презентации программы „Современное искусство“ и документацию совместного перформанса студенток школы Алисы Мюдеррисоглу и Екатерины Астраханцевой с Леонидом Бажановым, который состоялся в его мастерской в 2022 году», — рассказывает куратор Юля Евстратова.

В экспозицию вплетены тексты-воспоминания коллег, друзей и учеников Бажанова, кураторы соотнесли их с разделами выставки. Например, период квартирников дополняют воспоминания художницы Ирины Наховой, а период «Эрмитажа» — воспоминания куратора архива музея «Гараж» Александры Обуховой и главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.

Помимо памятных историй, близкие Бажанову люди дополнили выставку артефактами из личных архивов. Материалы периода ЦСИ на Якиманке предоставил Виктор Мизиано, фотографии выставок в ГЦСИ — художник и куратор Владислав Ефимов, работавший там штатным фотографом, а снимки Леонида Бажанова в образе Че Гевары — художник Александр Шабуров.

Леонид Бажанов. «Памятник Пушкину». Из серии «Детские воспоминания». 1976. Фото: из архива Леонида Бажанова
Леонид Бажанов. «Памятник Пушкину». Из серии «Детские воспоминания». 1976.
Фото: из архива Леонида Бажанова

«Потом, вчера, сегодня, завтра» показывает Леонида Бажанова не только в амплуа строителя культурной инфраструктуры, но и как художника. Графика, эскизы и абстрактные живописные полотна его авторства, созданные в 1960–1980-х годах, редко покидали квартиру искусствоведа на Малой Грузинской. Демонстрация зарисовок Паланги, Углича и Киргизии, абстрактных полотен «Памяти В.Вейсберга» и «Мнимое присутствие» — попытка услышать то, что осталось за рамками текстовых свидетельств.

Прогуливаясь по выставке, будто листаешь страницы биографии Бажанова. Стены завешаны пожелтевшими записями и зарисовками искусствоведа, газетами с его интервью, черно-белыми фотографиями, старыми приглашениями на выставки в «Эрмитаже» и ЦСИ на Якиманке. В начале экспозиции посетители увидят характеристику Леонида Бажанова как ученика 10 «В» класса от 1962 года и титульный лист его дипломной работы — первой на тему современного искусства на кафедре зарубежного искусства МГУ. Небольшой скетч, изображающий три циферблата наручных часов, дал название выставке. «Потом, вчера, сегодня, завтра», — сообщает первый циферблат. «Ты опоздал», — заключает второй. Третий изображает направленные в центр часов стрелки.

Особенно трогательный экспонат — реестр вещей, с которых начался интерес Бажанова к искусству. Его вдохновляли советские почтовые марки, елочные и первомайские игрушки, желуди и сережки тополя во дворе у Никитских Ворот в Москве и Детская энциклопедия, выпущенная Товариществом И.Д.Сытина.

«Потом, вчера, сегодня, завтра» — это возможность познакомиться с наследием Леонида Бажанова в его многообразии. Выставка служит напоминанием о том, что жизнь каждой институции, каждого музея и каждой галереи — это плод деятельности рискующих и верящих в искусство людей.

HSE ART GALLERY на Пионерке
«Потом, вчера, сегодня, завтра»
До 20 апреля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
6
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
7
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+