Мировые продажи искусства и антиквариата падают второй год подряд, в 2024 году снизившись на 12% — примерно до $57,5 млрд, говорится в свежем исследовании Art Market Report, которое ежегодно выходит по заказу ярмарки Art Basel и ее главного партнера — банка UBS.
«Это был очень сложный год», — считает Клэр Макэндрю, основательница исследовательской фирмы Arts Economics, автор исследования. Это третье по величине сокращение мирового арт-рынка за последние 15 лет после катастрофического кризиса 2009 года (минус 36%) и пандемии COVID-19 2020 года (минус 22%), наравне с падением на 12%, зафиксированным в 2012 году.
Продажи упали почти во всех регионах, причем больше всего пострадал Китай: он показал снижение объемов на 33%. Продажи в США, которые многие годы являются крупнейшим в мире рынком искусства, снизились на 9%; арт-рынки Франции и Италии потеряли по 10%. Несмотря на проблемы, связанные с Brexit (а это в первую очередь налоги на перемещение произведений искусства), рынок Великобритании ужался на умеренные 5% и сохранил свои позиции в качестве второго по величине рынка искусства в мире.
Как отмечается в отчете, отрицательная динамика по итогам 2024 года продолжает печальные тенденции 2023 года (когда мировые продажи упали на 4%), что является следствием «развивающейся геополитической напряженности, экономического давления и изменения покупательского поведения».
Сильно пострадал некогда процветавший сектор современного искусства: продажи на аукционах в этом разделе сократились на 36% — до $1,4 млрд, что является самым низким показателем с 2018 года. Помимо того факта, что покупатели возвращаются к проверенным временем именам, Клэр Макэндрю отмечает нежелание коллекционеров рисковать. «Ряд арт-дилеров рассказывает, что их клиенты утратили любопытство, — сообщила она The Art Newspaper. — Они говорят, что раньше боролись с коллекционерами за работы в студиях молодых художников. Теперь же все хотят купить кого-то, о ком уже слышали. Неизвестное больше не возбуждает аппетита». В отчете отмечается, что галереи получают прибыль в основном за счет продаж трех самых популярных художников из тех, с которыми работают, на остальных приходятся крохи.
Аукционные дома в прошлом году продали на 20% меньше по стоимости, но всего на 4% меньше по объему. Это говорит о том, что на торгах обращается много недорогих произведений искусства (по цене менее $50 тыс.). Аналогичная тенденция наблюдалась в секторе галерей: арт-дилеры и галеристы с небольшим оборотом (менее $250 тыс. в год) зафиксировали рост продаж на 17%, в то время как те, у кого оборот превышает $10 млн в год, отметили снижение на 9%. Тем не менее эти прибыли подрываются общим падением в отрасли, а также тем, что цены на все, от логистики до аренды помещений, выросли.
Другим позитивным наблюдением, которое можно извлечь из статистики, по словам Клэр Макэндрю, является увеличение продаж на первичном (галерейном) рынке работ художников-женщин: их на 3% больше в годовом исчислении.
Все это происходит на фоне роста индивидуальных состояний, сосредоточения богатств в руках и так суперобеспеченных персон, особенно миллиардеров. Размышляя о будущем арт-рынка, один из дилеров сказал: «Молодые больше не покупают картины. Пузырь цен на современное искусство лопнул. Теперь мы зависим от старых коллекционеров, которые предпочитают модернизм и послевоенное искусство… Но многим из них за 60–70, и я беспокоюсь о том, как будет выглядеть арт-сцена через десяток лет. В то же время мы знаем, что есть большая доля богатых людей, которые не имеют опыта приобретения искусства; как до них достучаться — вот проблема, которая стоит перед дилерами».