18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Мстёрский ювелир» обновляется

Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Подстаканники теперь будут выпускать и на производстве «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Главное предприятие старинной Мстёры модернизирует свое производство и планирует открытие собственного музея и арт-зоны

Одно из главных ювелирных предприятий России, которое сохранило историческую направленность народно-художественных промыслов, находится в поселке Мстёра Владимирской области. Завод «Мстёрский ювелир» — наследник и прямой потомок старых мастеров, живших в Мстёре в XVII–XVIII веках. Правда, тогда это были владения близких к царскому двору князей Ромодановских, а само место вплоть до XIX века называлось Богоявленской слободой. Главное достижение мстёрских ювелиров — виртуозное владение техникой филиграни, которая до сих пор остается визитной карточкой бренда «Мстёрский ювелир».

Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Фирменные изделия завода «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

Еще одно место недалеко от Владимира, где художественная обработка металла была основой народных промыслов, — город Кольчугино. Там, как и прежде, располагается известный на всю страну завод «Кольчугинский мельхиор». В 1896 году купец Александр Кольчугин открыл цеха по производству посуды, и почти 130 лет работа здесь не останавливается. Фирменное кольчугинское изделие — фигурный подстаканник; сейчас его ассортимент насчитывает уже сотни моделей. Также тут выпускается больше десятка коллекций столовых приборов из мельхиора с серебрением, несколько коллекций посуды ручной работы и премиальная коллекция посуды и аксессуаров для готовки из чистой меди, которую так любят шеф-повара топовых ресторанов.

Два исторических предприятия с недавних пор принадлежат одному владельцу — Уральской горно-металлургической компании. И руководством было принято решение о частичном объединении производств с переносом и размещением мощностей на площадке в Мстёре. Дело в том, что команда «Мстёрского ювелира», как главной градообразующей единицы, понимает, что заброшенный и обветшалый поселок нуждается и в новых рабочих ресурсах, и в развитии туристической привлекательности, над чем активно работает руководство. Поэтому объединение мощностей с «Кольчугинским мельхиором» позволит уверенно продвигаться по намеченному пути. К тому же это даст возможность кольчугинскому заводу продуктивно развивать другие направления, поскольку выпуск подстаканников, одного из главных символов российских железных дорог, будет налажен на новой, мстёрской площадке. А это важный момент, ведь «Кольчугинский мельхиор» остается крупнейшим в России производителем подстаканников и основным поставщиком РЖД, так что грандиозные объемы производства вообразить несложно.

Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».  Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир». Фото: «Мстёрский ювелир»
Новая производственная линия на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»
Новое современное оборудование на заводе «Мстёрский ювелир».
Фото: «Мстёрский ювелир»

За прошедший год это объединение развернулось во всю силу: был выполнен комплекс работ по перепланировке, реконструкции, капитальному ремонту и переоборудованию основных производственных помещений «Мстёрского ювелира», но при этом сохранены возможности изготовления всех номенклатурных позиций бренда. То есть и мастерицы, создающие изделия из филиграни, и граверы, по старинке вручную наносящие витиеватые узоры на серебряную посуду, продолжают свою работу. В то же время проведена глобальная реконструкция гальванического цеха с установкой современной и безопасной линии никелирования в комплексе с современными, безопасными и сертифицированными очистными сооружениями и современной же системой водоподготовки. Из Кольчугина перевезено, смонтировано и запущено в работу оборудование в травильном цеху и установлена новая линия ручного серебрения. Также произведены демонтаж старой и установка новой системы вентиляции, которая соответствует нормам СанПиН и противопожарной безопасности, дополнительно осуществлена полная реконструкция участка полировки с обновлением оборудования. Такая внимательная и продуманная модернизация — принципиальная позиция руководства компании, которое максимально ответственно относится не только к рабочим условиям для сотрудников, но и к влиянию производства на окружающую среду. Например, даже утилизация хлопковых полировочных валиков здесь осуществляется с минимальными выбросами и отходами. Потому неудивительно, что гипсовая формомасса, которая используется для создания матриц штамповки и литья, тоже утилизируется с умом. Ее размывают, получившийся материал подвергают специальной обработке, после чего массу используют для изготовления экологичных детских наборов для творчества (до 100 тыс. в год). И на обновленной площадке «Мстёрского ювелира» сейчас как раз разворачивается еще одно производство таких наборов с разнообразными гипсовыми фигурками.

Мастер за работой над изделием из филиграни.  Фото: «Мстёрский ювелир»
Мастер за работой над изделием из филиграни.
Фото: «Мстёрский ювелир»

Одно из главных достижений модернизации — новый цех площадью более 800 кв. м. Там планируется наладить производство медной и латунной посуды методом глубокой вытяжки, подстаканников и столовых приборов из мельхиора. В перспективе намечается запуск особой линии производства — клинков для ножей, аналогов которой в России не существует.

Чтобы сделать старинный поселок еще более привлекательным для туристов, в планах у «Мстёрского ювелира» создание музея с брендовым магазином и самостоятельной арт-зоны, так что вскоре об истоках мстёрской филиграни и местного ювелирного промысла можно будет узнавать буквально из первых рук.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+