18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Суздале в деревянном доме запустили цифровой «Коллайдер»

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов
Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

В новом выставочном пространстве Творческого сообщества МИРА архитектурные традиции прошлого сталкиваются с искусством будущего под руководством законодателя альтернативной моды Андрея Бартенева

В Суздале появилось нечто такое, что меньше всего ожидаешь встретить в городе с 1000-летней историей, — «Коллайдер». С виду это добротный, ладный купеческий дом; по вечерам из окон, обрамленных резными наличниками, льется мягкий свет — так и кажется, что внутри кто-то сидит у самовара и пьет липовый чай с баранками. Но все это обманчиво. Гости дома попадают в цифровой колодец, где будто бы нет ни дна, ни потолка. Вошедших просто уносит дезориентирующий вихрь виртуальных образов.

«Коллайдер» — это новое арт-пространство Творческого сообщества МИРА. Сообщества, благодаря которому Суздаль теперь воспринимается не только как «жемчужина Золотого кольца России», но и как весьма богемное место, где современная художественно-артистическая жизнь имеет привкус того самого липового чая с баранками. Меценат Дмитрий Разумов приобретает в этих краях пришедшие в упадок исторические постройки, приглашает архитекторов, которые приводят их в порядок, и вместе с единомышленниками превращает в современные пространства для искусства, экспериментального театра и творческих встреч. Главная площадка МИРА центра, где проходят концерты, перформансы и лекции, занимает здание торговой лавки начала XIX века, отреставрированное Gorlenko Studio. Под летние мероприятия приспособили ГЭС на Нерли в 30 км от Суздаля — кирпичную руину вернули к жизни архитекторы из Дании и России. А избу XIX века превратили в выставочное пространство, получившее название «Ларец». Куратором «Ларца» стал художник, перформансист и законодатель альтернативной моды Андрей Бартенев. Он же заведует и «Коллайдером».

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов
Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов

Надо заметить, что «Ларец» остался архетипической избой и снаружи, и внутри. Появление современного искусства среди этих бревенчатых стен видится дружелюбным инопланетным вторжением. Концепция «Коллайдера» более радикальна. Тут, заходя внутрь, человек делает шаг в другое измерение, как в фантастических фильмах.

Прежде чем стать порталом в параллельный мир, купеческий дом, построенный на рубеже XIX–XX веков, переходил из рук в руки и сильно обветшал. Его реставрацией занялось архитектурное бюро Nika Lebedeva Project. Элементы внешнего декора, крыльцо — все бережно отреставрировали. Накренившуюся крышу выровняли. А вот внутри, по словам Ники Лебедевой, было, в сущности, нечего восстанавливать, поэтому пространство сделали максимально минималистичным, обшив все белой вагонкой. Получился белый куб, но с деревенским шармом.

Отреставрированный фасад «Коллайдера». Фото: Сергей Кравцов
Отреставрированный фасад «Коллайдера».
Фото: Сергей Кравцов

Впрочем, планировку существенно переработали. Это касается и входной группы, и переходов между помещениями. Появилось пространство для экспозиций. Войти туда нельзя — можно только смотреть со специальной площадки внутри самого дома, напоминающей балкончик. Но главной, конечно, стала комната для диджитал-произведений. В ней разместили специально спроектированный экран в виде подковы высотой 5 м и длиной 12 м. Пол и потолок сделали зеркальными, создав ощущение отсутствия пространственных границ. Первой выставкой в «Коллайдере» (по плану они будут сменять друг друга раз в полгода) стало «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Художник взял разные компоненты современной жизни: гаджеты, социальные сети, пробки на дорогах, шум мегаполиса, а потом к этому всему, по словам Андрея Бартенева, как будто бросили дрожжи — с избытком — и все начало квакать, бурлить, подниматься.

На открытии «Коллайдера» Бартенев назвал его «гиперболоидом инженера Гастева». И неспроста. Дело в том, что по соседству строится, уже с нуля, еще одно пространство сообщества МИРА — музей «Гастева, 1», которым занимаются историк архитектуры и куратор Александра Селиванова и ее команда. Своим названием будущий музей обязан не только адресу, где он находится. Он действительно посвящен Алексею Гастеву — уроженцу Суздаля, революционеру-подпольщику, анархисту, теоретику научной организации труда, сочинителю «Поэзии рабочего удара» и визионеру (надо ли говорить, что репрессивная машина оказалась к нему, как и к другим приветствовавшим революцию оригиналам, безжалостна — Гастева расстреляли в 1939-м). «В музее „Гастева, 1“ покажут сложный, лабораторный, специ­фический по подаче материал, который будет рассказывать про жизнь Гастева, про основанный им Центральный институт труда, — говорит Бартенев. — И мы подумали, что после такого большого научного монолита зрителю нужна разрядка. Что это может быть? Ну, наверное, нужно устроить какую-то калейдоскопическую развлекуху. Мы решили, что нужно сочетать импульсы воздействия, чтобы зритель напрягся — отдохнул, напрягся — отдохнул. И так прошел по всем нашим музеям и получил от этого удовольствие».

Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва. Фото: Сергей Кравцов
Проект «Диджитал ТЕСТО» Максима Свищёва.
Фото: Сергей Кравцов

Говоря о «наших музеях», Бартенев подразумевает и еще один — будущий Музей МИРА, который должен открыться через два года. Он займет здание отеля «Медный двор», переоборудованное по проекту бюро Treivas. Там на полутора тысячах квадратов разместятся экспонаты МИРА коллекции, которые встречаются сейчас на самых разных выставках. Это и авангард, и андерграунд: живопись, графика, скульптура, фотографии, книги, периодика, текстиль, видео-арт. А пока в суздальском «Коллайдере» можно испытать воздействие диджитал-искусства. Оно, по выражению Андрея Бартенева, «является первым эхом, которое несется не от нашей эпохи в будущее, а, наоборот, из будущего несется к нам». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+