Редакция газеты The Art Newspaper Russia объявила лауреатов XIII ежегодной премии за 2024 год на торжественной церемонии, которая прошла в Театре имени Пушкина. Награда присуждается в пяти номинациях, соответствующих рубрикам газеты: «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад». Напомним, что главными критериями отбора номинантов являются профессионализм и общественное признание тех или иных достижений.
Самара, ул. Ново-Садовая, 149
Ваше самое сильное художественное впечатление за последнее время?
Если говорить про выставки, то это проект наших друзей по номинации — «Русское невероятное» в «Зотове». Мне она очень понравилась самой концепцией и тем, как в целом очень классный подбор художественных произведений вписан в очень интересный нарратив и маршрут. Мне такой подход в последнее время сильно импонирует.
Какую самую главную тенденцию вы можете выделить в своей области?
С коллегами мы часто говорим об усталости от блокбастеров. И кстати, вы поднимали у себя в издании эту проблему. Как будто бы неплохо, если они случаются, но постоянно за ними гнаться не стоит. Мне не хватает у больших музеев иногда проектов лабораторных, показывающих процесс исследования, научной работы, потому что все гонятся за шедеврами, и мы в том числе (я не говорю, что мы в этом плане чем-то отличаемся), но выставки могут быть разными. Например, мы закрываем эту тему наличием арт-резиденций, где организовываем встречи с художниками, показываем процесс их работы в мастерской и делаем паблик-токи с ними.
Над чем вы работаете сейчас?
Если говорить о глобальных ближайших планах, то нам было бы важно в этом или в следующем году начать формировать коллекцию, связанную непосредственно с филиалом. Это и вещи, связанные со зданием и историей его разных периодов, и, возможно, собственно художественные произведения, которые связаны с самарской, волжской художественной сценой, опять же разных периодов. Это большой и сложный путь, но мы сейчас о нем довольно много говорим и думаем.
Заказчик: Православная религиозная организация «Подворье Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря»
Проектировщик: Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ФГУП ЦНРПМ), научный руководитель реставрации Георгий Евдокимов
Исполнители: «Аркада-СТ», «Реставраторъ», «Эфа+»
Ваше самое сильное художественное впечатление за последнее время?
Я в последние годы посещаю Петербург: хожу по дворцам, езжу в пригороды, пытаясь найти что-то подлинное. И что меня действительно приятно удивило, так это Китайский дворец в Ораниенбауме. Это один из немногих объектов, где что-то подлинное сохранилось. Там прекрасный паркет екатерининского времени, много искусственного мрамора той эпохи.
Какую самую главную тенденцию вы можете выделить в своей области?
В значительной степени, если не полностью, утрачивается понимание различия между подлинником и новоделом. Причем как у массовой публики, так и у специалистов и органов охраны. Даже если проект реставрации изначально адекватен, на этапе реставрации объект уничтожается. Эта опасная тенденция началась еще лет 15–20 назад. Почему-то никто к иконам Рублева не пририсовывает утраченные головы, а в деле реставрации этого понимания нет, почему-то все должно быть зализанным. В итоге от дикости, непонимания получается уродливый муляж. Люди, реставрируя белокаменные профили, берут болгарку и все стачивают, перенося на подлинный вид камня свое местечковое представление. Никто не берет античные памятники и не стачивает их болгаркой, и всех устраивает этот неидеальный вид. В памятнике ценна его лицевая поверхность. Достаточно убрать несколько миллиметров подлинной поверхности — и вся ценность памятника исчезает.
Над чем вы работаете сейчас?
Сейчас мы работаем над окончанием реставрации Успенского собора в Звенигороде. Из ближайших задач — реставрация цоколя и крылец рубежа XIV–XV веков. Это единственный подлинный раннемосковский цоколь этого периода, который сохранился в таком виде, и у нас задача — в течение двух лет отреставрировать его так, чтобы не потерялась его подлинность. То же самое и с крыльцами: нам нужно в процессе реставрации сохранить их аутентичные основания. Также мы планируем разработать проект вертикальной планировки вокруг памятника.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
19 мая — 15 сентября 2024
Кураторы: Михаил Дединкин, Татьяна Косоурова
Художники-дизайнеры: Эмиль Капелюш, Юрий Сучков
Художник по звуковому оформлению: Павел Ховрачев
Ваше самое сильное художественное впечатление за последнее время?
Книга Флориана Иллиеса «Магия тишины. Путешествие Каспара Давида Фридриха сквозь время», опубликованная у нас издательством «Ад Маргинем» в юбилейный для художника год. Книга в прекрасном переводе и квалифицированно отредактированная. Не академическая монография, но автор провоцирует думать о Фридрихе и немецком искусстве в широком историческом контексте.
Какую самую главную тенденцию вы можете выделить в своей области?
Здесь, наверное, разумно сказать о выставках. Важно добиваться воплощения наших экспозиционных замыслов в формах, адекватных содержанию. Консолидация усилий не только хранителей, но и архитекторов, дизайнеров, осветителей, создателей звукового трека. Выставка сама должна стать художественным произведением во всех составляющих: от общего впечатления до шрифта, — гезамткунстверк. Амбициозно, сложно. Как любой идеал, недостижимо. Но нужно бороться.
Над чем вы работаете сейчас?
Проектов много, но отдельно хочу назвать два. Одна выставка будет посвящена Михаю Зичи, создателю единственной в своем роде визуальной хроники русской жизни середины — второй половины XIX века. Эрмитажная коллекция, самая значительная в России, демонстрировалась 20 лет назад. В 2027 году, в год 200-летия со дня рождения мастера, будет интересно показать еще и лучшие работы из отечественных музеев и частных коллекций. Такой масштабной ретроспективы еще не было.
Другая тема экспозиции — Пикассо и Россия. Не только «русский Пикассо», но и влияние его искусства на мастеров русского авангарда, актуальный диалог, созданный в Москве уникальной коллекцией Сергея Ивановича Щукина.
М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2024
Составители: Полина Стрельцова, Ирина Финская
Ваше самое сильное художественное впечатление за последнее время?
Большое впечатление произвел музей М+ в Гонконге: само здание, работа с контекстом, разнообразие идей выставок и качество материалов. Еще очень понравился танцевальный перформанс «Под землей» у наших друзей в «ГЭС-2».
Какую самую главную тенденцию вы можете выделить в своей области?
Увлечение выставками-впечатлениями, сценографией и визуальными эффектами. Началось давно, но никуда не уходит.
Над чем вы работаете сейчас?
Проект основной экспозиции на одном из этажей. Она должна стать сердцем Центра «Зотов» и рассказывать о конструктивизме. Очень хочется эту идею реализовать.
Ваше самое сильное художественное впечатление за последнее время?
Их несколько. Это совместный шедевр Николая Полисского (его «Мельницы»), огня и почти полного штиля на последней Масленице в Никола-Ленивце. Удачное сочетание прекрасной музыки, хороших голосов и режиссерской иронии в постановке оперы Моцарта «Похищение из сераля» в нижегородском Пакгаузе на Стрелке. И чисто визуальное, но сильное впечатление от световой инсталляции дуэта художников Nonotak (Франция, Япония) в пространстве ЦЕХ*, там же, в Нижнем.
Какую самую главную тенденцию вы можете выделить в своей области?
Продолжающийся на протяжении пяти лет рост в событийной индустрии — до 30% в год.
Над чем вы работаете сейчас?
Работаем над приближающимися проектами «Арт Москва» (пройдет с 23 по 27 апреля), «АРХ Москва» (с 21 по 24 мая) и новым проектом, выставкой — форумом культурного и событийного туризма «Культтурэкспо» (стартует осенью 2026 года).
Генеральным партнером XIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia стал Газпромбанк Private.
Партнер премии – отель Ararat Park Hyatt Moscow.