В последние годы культурные институции во Франции все чаще обращаются к ольфакторному — связанному с восприятием запахов — опыту посетителей, иногда намеренно провоцируя их запахами, чтобы впечатление от выставки дольше оставалось в памяти.
В прошлом году Национальный морской музей представил обновленную постоянную экспозицию, дополненную эксклюзивной коллекцией запахов, которые сопровождают гостей на протяжении всего посещения. Однако, как заявила в интервью Дельфина Рабат, дизайнер интерьеров и глава агентства Casson Mann, которое участвовало в реконструкции музея, «ольфакторный опыт публике никогда не навязывается, посетителей предупреждают о том, что запахи могут быть порой резкими, неприятными». Например, в зале, посвященном затоплению нефтяного танкера Prestige в 2002 году, можно нажать на кнопку и в воздухе запахнет нефтью. Этот аттракцион призван привлечь внимание к экологическому кризису.
А Национальный музей Марка Шагала в Ницце в честь своего 50-летия призвал творческих людей разных профессий черпать вдохновение из его художественной коллекции. Так, Жан-Клод Эллена, бывший парфюмер Hermès, создал пять ароматов на основе розы как оммаж шагаловской серии «Песнь песней». «Парфюмерия — это искусство, а парфюмеры — художники», — уверен Грегори Кудерк, научный руководитель музея. Перед каждым полотном Шагала поставили стулья, на которых разместили стаканчики с ароматизированными бумажными полосками, предложив посетителям присесть и вдохнуть композиции от Эллена.
Правда, музеям не всегда удается достичь желаемого результата. Некоторые посетители выставки «Вечный Альфонс Муха», проходившей в 2023 году в парижском Гран-пале Иммерсиф, жаловались на то, что цветочный аромат, созданный TechnicoFlor как воплощение чувств чешского художника к актрисе Саре Бернар, казался кричащим и неуместным. «Я не понимаю, каким образом смесь розы, камелии и жасмина символизирует их отношения, — заявил тогда один французский искусствовед. — Еще больше раздражало то, что пришлось совать нос в дырку, просверленную в стене».
Похоже, заигрывание с ароматами на выставках началось с Музея изящных искусств в Ла-Рошели, где в 2016 году появился целый «ольфакторный стол», который должен был помочь слабовидящим посетителям оценить экспонаты. Через год марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Один из них, «Аромат единорога», содержал кастореум — вещество, которым бобры метят территорию. Посетители с удивлением отмечали, что аромат скорее приятный, чем отталкивающий.
На фестивале искусств в Нанте в 2021 году его тогдашний арт-директор Жан Блез предложил публике выбрать лучший из трех изготовленных на заказ ароматов, которые представили в замке герцогов де Бретань. В результате голосования победила композиция Бертрана Дюшофура с нотками магнолии, цитрусовых, розовых ягод, рома, пачулей и ветивера. Кажется, запахи и правда манят: фестиваль посетило более 300 тыс. человек. Основанный Блезом фестиваль под открытым небом породил дюжину подобных мероприятий по всей Франции.
В сувенирном магазине при Национальном морском музее запасы камешков, пропитанных ярким ароматом «Морской шлейф» на основе водорослей, который придумал парфюмер Нат-Али Лорсон, раскупают с завидной скоростью. «Мы хотели дать публике возможность прикоснуться к морской истории и привезти домой частичку музея», — говорит директор институции Тьерри Гассерон.
Похоже, эта мода в ближайшее время вряд ли выветрится. Diptyque, французский бренд ароматов, уже открыл фонд, в задачи которого, по словам его президента Лоранс Семишон, входит сотрудничество с культурными институциями для «разработки ольфакторных проектов, способствующих диалогу между искусством и природой».