18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Розы, нефть и водоросли: запахи на службе у визуальности

Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.  Фото: Musée national Marc Chagall
Марк Шагал. «Песнь песней IV». 1958. Эту живописную серию музей художника в Ницце сопроводил ароматами от Жан-Клода Эллена.
Фото: Musée national Marc Chagall
№130, апрель 2025
№130
Материал из газеты

Уже не первый год французские музеи играют в парфюмеров, используя различные ароматы в качестве экспозиционных инструментов. У этих запахов свои познавательные и драматургические функции, требующие иной раз не только благоухания

В последние годы культурные институции во Франции все чаще обращаются к ольфакторному — связанному с восприятием запахов — опыту посетителей, иногда намеренно провоцируя их запахами, чтобы впечатление от выставки дольше оставалось в памяти.

В прошлом году Национальный морской музей представил обновленную постоянную экспозицию, дополненную эксклюзивной коллекцией запахов, которые сопровождают гостей на протяжении всего посещения. Однако, как заявила в интервью Дельфина Рабат, дизайнер интерьеров и глава агентства Casson Mann, которое участвовало в реконструкции музея, «ольфакторный опыт публике никогда не навязывается, посетителей предупреждают о том, что запахи могут быть порой резкими, неприятными». Например, в зале, посвященном затоплению нефтяного танкера Prestige в 2002 году, можно нажать на кнопку и в воздухе запахнет нефтью. Этот аттракцион призван привлечь внимание к экологическому кризису.

А Национальный музей Марка Шагала в Ницце в честь своего 50-летия призвал творческих людей разных профессий черпать вдохновение из его художественной коллекции. Так, Жан-Клод Эллена, бывший парфюмер Hermès, создал пять ароматов на основе розы как оммаж шагаловской серии «Песнь песней». «Парфюмерия — это искусство, а парфюмеры — художники», — уверен Грегори Кудерк, научный руководитель музея. Перед каждым полотном Шагала поставили стулья, на которых разместили стаканчики с ароматизированными бумажными полосками, предложив посетителям присесть и вдохнуть композиции от Эллена.

Правда, музеям не всегда удается достичь желаемого результата. Некоторые посетители выставки «Вечный Альфонс Муха», проходившей в 2023 году в парижском Гран-пале Иммерсиф, жаловались на то, что цветочный аромат, созданный TechnicoFlor как воплощение чувств чешского художника к актрисе Саре Бернар, казался кричащим и неуместным. «Я не понимаю, каким образом смесь розы, камелии и жасмина символизирует их отношения, — заявил тогда один французский искусствовед. — Еще больше раздражало то, что пришлось совать нос в дырку, просверленную в стене».

Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature
Марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы.
Фото: Sophie Lloyd/Мusée de la Chasse et de la Nature

Похоже, заигрывание с ароматами на выставках началось с Музея изящных искусств в Ла-Рошели, где в 2016 году появился целый «ольфакторный стол», который должен был помочь слабовидящим посетителям оценить экспонаты. Через год марка Maison Cire Trudon создала четыре аромата для парижского Музея охоты и природы. Один из них, «Аромат единорога», содержал кастореум — вещество, которым бобры метят территорию. Посетители с удивлением отмечали, что аромат скорее приятный, чем отталкивающий.

На фестивале искусств в Нанте в 2021 году его тогдашний арт-директор Жан Блез предложил публике выбрать лучший из трех изготовленных на заказ ароматов, которые представили в замке герцогов де Бретань. В результате голосования победила композиция Бертрана Дюшофура с нотками магнолии, цитрусовых, розовых ягод, рома, пачулей и ветивера. Кажется, запахи и правда манят: фестиваль посетило более 300 тыс. человек. Основанный Блезом фестиваль под открытым небом породил дюжину подобных мероприятий по всей Франции.

В сувенирном магазине при Национальном морском музее запасы камешков, пропитанных ярким ароматом «Морской шлейф» на основе водорослей, который придумал парфюмер Нат-Али Лорсон, раскупают с завидной скоростью. «Мы хотели дать публике возможность прикоснуться к морской истории и привезти домой частичку музея», — говорит директор институции Тьерри Гассерон.

Похоже, эта мода в ближайшее время вряд ли выветрится. Diptyque, французский бренд ароматов, уже открыл фонд, в задачи которого, по словам его президента Лоранс Семишон, входит сотрудничество с культурными институциями для «разработки ольфакторных проектов, способствующих диалогу между искусством и природой».

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+