Трехгорная мануфактура — новое и вместе с тем привычное, как всякое промышленное пространство, место для современного искусства в центре Москвы. В рамках спецпроектов биеннале здесь открылась выставка «Надежда», организованная по инициативе Австрийского культурного форума и его директора Симона Мраза, который стал автором концепции и выступил одним из кураторов проекта. Большая группа российских и зарубежных художников — всего 20 человек из шести стран — исследует феномен индустриальных городов. Как и открывшаяся недавно в Манеже «Своя земля/Чужая территория», выставка «Надежда» развивает, таким образом, геополитическую тему, заявленную в названии основного проекта Московской биеннале.
Художники посетили семь городов: Выкса, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Магнитогорск, Нижний Новгород, Норильск, которые развивались в советское время как центры индустрии, будь то текстильная промышленность или тяжелая металлургия. Название проекта явно отсылает к хорошо знакомой песне Александры Пахмутовой в исполнении Анны Герман, сам концепт «надежды» сделал за последние 50 лет идеологический оборот, при этом не совсем лишившись романтики, заложенной в него изначально. Логика экспозиции развивается между двумя полюсами, обозначенными двумя значительными скульптурными объектами — Ирины Кориной на авансцене выставочного пространства и Дмитрия Каварги в его глубине. Первый, выполненный, как всегда у Кориной, из подручных, дешевых материалов вроде профнастила, рождает ассоциации с советской монументальной пластикой конца 1960-х (равно как и острое желание немедленно выставить рядом пионерский почетный караул), при этом оказывается странно близок стилистике ар-деко. Второй — характерная для Каварги биоформа, руинированная и разъеденная сочащейся из нее ядовито-зеленой и алой жидкостями. Так символически поданы начало и конец надежды. Чтобы пройти между этими двумя полюсами «Надежды», зрителю надо совершить путь по коридорам и череде комнат, которые занимают фотографии Игоря Мухина, Юрия Пальмина, Елены Чернышовой, Сергея Сапожникова, Никиты Шохова. Привлекает экспозиционный дизайн выставки (архитектор Дарья Парамонова): все фотографы получили по комнатке со стандартными потолками в 2,5 м.
Феномен индустриальных городов, или же моногородов, не исключительно советский, однако благодаря причудам государственного планирования отечественная социальная реальность приобрела так хорошо узнаваемые всеми интонации. На огромных пространствах страны люди не только приобретают навыки выживания, но и образуют новые горизонтальные социальные связи, возможно мало проанализированные социологами, но зафиксированные художниками. Какие-нибудь Магнитогорск или Выкса по силе изобразительного материала вполне способны встать вровень с Детройтом, но именно у российского автора и зрителя эта богатая фактура отзывается лиризмом и способна рождать надежду.