18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем нужен Эрмитаж в Москве?

В свое 250-летие Эрмитаж объявил о создании сразу нескольких новых музейных центров-сателлитов: в Омске, Екатеринбурге, Владивостоке, Барселоне, Москве. Для каждого из них придумана своя история и уникальный профиль, строящийся на применении к местной ситуации эрмитажных принципов изучения и показа искусства. Музей призван привносить в регион то, чего там нет, будь то предметы искусства или принципы изучения культуры. Политика уже открытых центров также разнится. Эрмитаж-Казань более десяти лет чередует выставки исламского искусства и экспозиции по истории Золотой Орды с показом западных коллекций Эрмитажа. Центр в Выборге — место для полноценной демонстрации уникальных запасников. Эрмитаж-Амстердам — европейский выставочный зал, рассказывающий историю России в западном контексте.

Но зачем открывать Эрмитаж в Москве — городе, живущем полноценной культурной жизнью? Причины для этого были давно. Во-первых, делая большие выставки современного искусства, мы всегда с грустью думали, что они не продолжаются в столице. Наша выставка Сантьяго Калатравы в 2012 году стала самой посещаемой в мире архитектурной выставкой года, по сведениям The Art Newspaper, но Москва ее не увидела. Проекты Энтони Гормли, Маркуса Люперца, братьев Чемпен, Захи Хадид собрали сотни тысяч посетителей. Но из более чем 30 выставок проекта «Эрмитаж 20/21» до Москвы добрались лишь Генри Мур и Кабаковы. Не распространилась на Москву и Manifesta.

Экономически это не выгодно никому. К примеру, если бы эрмитажная выставка Луиз Буржуа была показана в Москве, сейчас «Гараж», вероятно, выставлял бы какого-то другого, еще более важного художника. Но Буржуа в Москве не было, а потому самым лучшим оказывается заново, спустя более десяти лет, показывать ее здесь. Постройка эрмитажного центра откроет в этом отношении новые возможности.

Во-вторых, одна из важнейших черт в политике большого современного музея состоит в открытии новых имен. За 25 лет, прошедшие с момента распада Советского Союза, многие художники Запада стали классиками, прочно вошли в историю (новая книга «Искусство с 1900 года» тому хорошее свидетельство). Однако не все музеи уровня Эрмитажа спешат показывать их в своих стенах. Отдел современного искусства Лувра закрылся со сменой руководства музея. Другие крупные институции испытывают внутрисистемные трудности, бесконечно обсуждая, какое современное искусство старому музею следует показывать и делать ли это вообще. Этим вопросам была посвящена публичная беседа на лондонской ярмарке искусства Frieze между Национальной галереей, Венским музеем истории искусства и Эрмитажем. Ее название характерно: «Боги и монстры». Монстры здесь, разумеется, Луиз Буржуа и иже с ней. Ее паук, установленный в растреллиевском Большом дворе, в 2002 году был шоком. Дети из эрмитажного кружка опасливо водили вокруг него хороводы. Похоже по силе воздействия выглядел домик Тацу Ниши и «Обрыв» Томаса Хиршхорна на Manifesta.

Какие же факторы должны определять политику нового музея современного искусства в Москве? Чего не хватает столице с ее многочисленными инициативами в этой области? Пока нам кажется, что важно продолжать открывать современные имена; показывать полотна из бывших собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, сейчас выставленные в галерее их памяти в Главном штабе, и «Неведомые шедевры» — перемещенные ценности, включающие картины Эдгара Дега, Поля Сезанна, Винсента Ван Гога; систематически выставлять работы современных петербургских художников. Все эти части коллекции, для показа которых создаются специальные залы, складываются в строгую музейную концепцию, сфокусированную вокруг современного искусства.

Все это причины. А поводом для создания центра Эрмитаж-Москва стала девелоперская инициатива Группы ЛСР на ЗИЛе. Последние полгода мы активно работаем с архитектором Хани Рашидом, добиваясь того, чтобы проектируемое им для Эрмитажа здание было не просто удобным, но отвечало петербургским музейным потребностям и традициям. Проектируемый изнутри наружу, Эрмитаж-Москва будет ультрасовременным зданием, живущим старым европейским представлением о том, каким должен быть музей. Идеей энциклопедического собрания, которую Эрмитаж в свое время позаимствовал в Европе, а теперь отправляет в Москву.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+