42-й выпуск главной французской ярмарки FIAC проходит с невиданным ранее размахом: Париж на неделю сдался современному искусству. Если раньше дело ограничивалось Гран-пале да парой скульптур в саду Тюильри, то сегодня новые ярмарки, специальные музейные программы, лекции и перформансы, закрытые визиты и ужины, презентации арт-фондов и частных коллекций разбросаны по всему городу.
Основные события, как и прежде, разворачиваются в Гран-пале, Большом дворце. Число галерей-участниц в этом году сократилось — 173 против 191. География — 23 страны. Французы составляют 25%, 35% от общего числа — это американские галереи, 26% — из Германии и 14% — из Великобритании. По словам директора ярмарки Дженнифер Флей, галеристы теперь требуют более просторных стендов, поэтому приходится увеличивать их площадь и сокращать число участников. Максимальный размер стенда на FIAC — 80 кв. м, в Лондоне на Frieze легко можно получить 120 кв. м. По сравнению с той же Frieze парижская ярмарка всегда считалась более местечковой, но FIAC работает над репутацией и ныне уверенно движется за пределы Европейского Союза. В этом году у ярмарки важное подкрепление: добавились галереи Long March Space (Пекин), The Modern Institute (Глазго), Louisa Strina (Сан-Паулу) и Tanya Bonakdar (Нью-Йорк). Последняя дебютировала с огромной сферой, созданной студией Олафура Элиассона, — приманка для того коллекционера, которому захочется иметь у себя дома кусочек Фонда Louis Vuitton, ведь именно благодаря персональной выставке в новом модном фонде в Париже вспомнили о датском художнике.
В среду (день накануне официального открытия, зарезервированный для клиентов) галеристы светились от счастья: никаких жалоб на кризис, политику и погоду. «Приехали все, кого ждали, и купили все, на что мы рассчитывали», — резюмировал итоги вечера представитель крупной галереи. Хотя на стенде не было ни одной красной точки — верной приметы продаж. Похоже, что галеристы все меньше заинтересованы в афишировании своих успехов.
У американской галереи Pace первым делом разобрали всех имевшихся в наличии классиков: Жана Дюбюффе, Дональда Джадда, Ли Уфана и Роберта Раушенберга, который 22 октября мог бы отпраздновать 90-летие — этим и объясняется его особая популярность на нынешней FIAC. Бодрые результаты лишь подтвердили правильность выбора — после Нью-Йорка, Лондона и Пекина в ноябре галерея Pace открывает свой филиал и в Париже, чтобы быть ближе к франкоговорящим коллекционерам.
Об отличных продажах рапортовали и в нью-йоркской галерее Andrea Rosen Gallery, у которой ушли и свежайшие «банановые головы» канадского скульптора Давида Алтмежда, и классические снимки американского фотографа Уокера Эванса. Говорили, что придется довозить.
За добавкой собирались и на стенде уважаемой галереи Galerie karsten greve (Кельн, Париж, Санкт-Мориц). Три скульптуры Клэр Морган ушли мгновенно. В своих работах молодая художница здорово останавливает момент: представьте, что вы дунули на одуванчик, он разлетелся и застыл в воздухе — это и будет скульптура Морган. Ну а чтобы не казалось слишком приторным, она снабдит ее чучелом птицы или белки. Цена вопроса — €38 тыс. О ценах галеристы говорят все неохотнее, особенно если речь идет о хитах. К примеру, здесь же, у Galerie karsten greve, было продано масштабное черное полотно Пьера Сулажа 2015 года. За сколько? От €500 тыс. до €1 млн. Цены на небольшие скульптуры Луиз Буржуа начинались от €400 тыс., а на ее «Святого Себастьяна» (1992), работу музейного уровня, цену не называли в принципе.
В «миллионниках» прочно держатся американцы. Рой Лихтенштейн у Christophe Van de Weg предлагается за €4,5 млн. Бунтарь Жан-Мишель Баскиа, представленный на стендах всех «монстров» (у Гагосяна, Vedovi, Tornabuoni art), — не меньше €3 млн. Джефф Кунс и Кристофер Вул, «священные чудовища» американского арт-рынка, также хорошо представлены на FIAC, но, судя по всему, европейские коллекционеры, которых пока в Большом дворце большинство, относятся к ним спокойно.
Забыли в Париже и прошлогодний скандал с «сексуальной» надувной елкой американца Пола Маккарти на Вандомской площади. На стенде галереи Hauser & Wirth (Лондон, Цюрих) цены на Джорджа Буша и войну в Ираке в работах американца-провокатора начинались от €100 тыс. Свой стенд галерея посвятила теракту в редакции Charlie Hebdo, но стопка знаменитого тиража «все прощено» с Мухаммедом на обложке особого внимания не привлекала. Во Франции как-то быстро забыли про трагедию и уж точно не хотели про нее вспоминать на FIAC.
Из «скандалистов» засветился в Большом дворце и Аниш Капур. Свеженькие «тарелки-зеркала» — такие же, как на его выставке в Версале, которую неоднократно громили роялисты, оскорбленные «вагиной королевы», только меньше, — блестели на стенде и у парижского галериста Камеля Меннура, и у лондонской Lisson Gallery, что неудивительно: обе галереи выступили главными спонсорами версальских гастролей Капура.
Из отголосков парижских выставок на FIAC — устрашающие терки и другие бытовые объекты лондонской художницы палестинского происхождения Моны Хатум. Ее ретроспектива только что завершилась в Центре Помпиду, и по горячим следам работы выставили парижские гранды Max Hetzler и Chantal Crousel и лондонская White Cube, у которой Хатум была в числе первых продаж вместе с картинами Георга Базелица, Этель Аднан, Сергея Йенсена и других проверенных художников влиятельной галереи.
Но кассу FIAC по-прежнему делают классики XX века, и в этом году Гран-пале местами можно перепутать с Музеем Орсе. «Бюст женщины» (1970) Пабло Пикассо был продан сразу же (цену не раскрывают), «Молодая девушка в полосатой кофте» (1917) Амедео Модильяни — зарезервирована, оставались «золотой» Рудольф Стингел («Без названия», 2013) за €2 млн и скульптура Альберто Джакометти за €3,5 млн. У новичков 42-го выпуска Landau Fine Art из Монреаля, одной из лучших мировых галерей по художникам-модернистам, подборка — музейная: Пабло Пикассо, Жоан Миро, Жан Дюбюффе, Макс Эрнст, Фернан Леже, Ле Корбюзье. Результатами довольны, цены не раскрывают. Ле Корбюзье встречался едва ли не чаще, чем Дюбюффе. В парижской Galerie Zlotowski поздние работы архитектора предлагались по цене от €140 тыс., однако в день вернисажа своего покупателя так и не нашли.
Русских галерей на FIAC нет. Однако раньше попадались хотя бы художники из России, а в этом году и они не были замечены на стендах даже тех галерей, которые обычно продают русских. С русскими коллекционерами тоже не густо. О своих клиентах галеристы не распространяются, но из всех опрошенных TANR участников FIAC русских коллекционеров пока никто не видел. На слово «русский» сегодня только одна реакция — Дмитрий Рыболовлев. У всех на устах судебная тяжба русского бизнесмена с Ивом Бувье, который за десять лет собрал миллиардеру не только завидное собрание лучших из лучших (37 картин — Пикассо, Ван Гог, Моне, Дега, Матисс и другие), но и прилично на этом заработал, за что Рыболовлев и подал на него в суд. Галеристы смотрят на этот скандал со своей колокольни: мол, ну переплатил, с кем не бывает, зато какая коллекция!
Параллельно с FIAC в этом году во второй раз проводится ярмарка Officielle в центре дизайна и моды Les Docks-Cité возле Аустерлицкого вокзала. Ни «ярмарка отверженных», ни «ярмарка-спутник» — ни одно из этих определений не отражает сути, и решили назвать Officielle «сестрой FIAC». На ней 69 участников из 17 стран, французов — 28%, американцев — 22%. Имена здесь менее растиражированные, но не менее качественные, чем в Большом дворце, а цены точно доступнее. Специалисты по североафриканским и ближневосточным художникам лондонская галерея Selma Feriani сделала ставку на художницу из Саудовской Аравии Маху Маллух. В Саудовской Аравии сейчас бум на современное искусство, художники, особенно женщины, воспринимают его как знак перемен, как возможность свободно говорить о религии, правах женщин и семье. Да и международные галеристы и аукционные дома почуяли потенциал. Из новых арт-территорий, представленных на Officielle, — галерея Pola Magnetyczne из Варшавы с подборкой польских художников 1970-х годов. Парижский галерист, куратор и страстный поклонник экзотического искусства Андре Маньин сделал стенд по следам своей выставки в Фонде Cartier — масштабной истории искусства Конго за последние 90 лет. Пока в Большом дворце из стенда к стенду мелькают красно-бело-синие фрагменты Жана Дюбюффе, на другом конце реки римская галерея Marie-Laure Fleisch показывает отличную подборку другого представителя ар-брют — американского художника-иллюстратора и писателя Генри Дарджера.
Новость этого года и событие — альтернативная ярмарка Paris Internationale, которая проводится в старинном особняке по адресу: 45, avenue d’Iena, что недалеко от Трокадеро. Она создана по инициативе молодых парижских галеристов Antoine Levi, Sultana, Crevecoeur, Hight art. Участники — видные международные галереи, которые в силу разных обстоятельств не попали в Большой дворец: берлинская Supportico Lopez, лондонская Carlos/Ishikawa, Freymond-Guth из Цюриха. Этому «салону отверженных» прочат большое будущее. Тем более что судьба FIAC под вопросом: в Гран-пале грядет масштабная реконструкция, и с вынужденным переездом оттуда ярмарка может растерять и участников, и свой сегодняшний престиж.