18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Странно, но факт: работы Бойса из войлока и жира оказались долговечными

№37
Материал из газеты

С нестандартными материалами можно и не бороться

Вот уже 20 лет как Войлочный костюм (1970) Йозефа Бойса в лондоской галерее Тейт находится в состоянии неопределенности: не будучи частью основного собрания, это произведение, а точнее, то, что от него осталось, продолжает жить в архиве. Предполагалось, что он должен находиться в безу­пречном состоянии, без следов носки. «К сожалению, это полная утрата», — писал в 1994 году личный секретарь художника Хайнер Бастиан директору Тейт Николасу Сероте. Виной тому стала моль, съевшая самый знаменитый мультипль Бойса. Невзирая на старания музея спасти костюм, после консультации с вдовой художника в 1995 году в Тейт решили вывести его из инвентаря и поместить в архив. Несмотря на печальный опыт Тейт, произведения Бойса находятся в лучшем состоянии, чем многие предполагают, в чем есть определенная заслуга художника. Реставратор из Музея Соломона Гуггенхайма Натан Оттерзон рассказывает: использование Бойсом войлока и жира привело к тому, что его произведения стали несправедливо считать проблемными.

«Те, кто был знаком с Бойсом, знают: он использовал важные для себя материалы, и, хотя изначально предполагалось, что некоторые из них будут деградировать, он выбирал такие, чьим старением можно управлять», — говорит Оттерзон.
Произведения, содержащие жир (как правило, бычий), Бойс укреплял, смешивая его с воском. «Это делалось для того, чтобы уберечь жир от разложения и сделать его устойчивым к воздействию биологических факторов», — объясняет Оттерзон. Мясные продукты Бойс подвергал особой обработке, но, несмотря на это, по словам реставратора, со свиным рулетом из коллекции Музея Гуггенхайма произошло «некоторое разжижение», что видно по пятну на витрине.

Оттерзон не разделяет опасений коллег насчет транспортировки произведений Бойса. За 15 лет, что он проработал в музее, все они передавались на выставки. «Безусловно, это не самые хрупкие инсталляции из того, что мне приходилось транспортировать, — уверен он. — Мы перевозим самые безумные вещи. Я занимался доставкой алтарей из Бразилии, отправлял гипсовые скульптуры Пикассо, вылепленные на каркасе из сломанных ручек от веников, и свежезаржавленные куски стали, покрывающиеся царапинами от одного взгляда на них. Я не говорю, что наследие Бойса беспроблемно, но и не стал бы относить его к числу самых сложных вещей, которые мне случалось перевозить». «Важно осматривать редко перемещающиеся объекты», — замечает реставратор Вернер Мюллер. После атаки моли войлочные объекты из Пожарища II (1978–1979) Бойса помещены в кислородную камеру, а когда Мюллер работал в музее К21 Дюссельдорфа, он занимался обработкой животного меха из витрины Палаццо Регале (1985).

После инцидента в Тейт нью-йоркский Музей современного искусства (МоМА) продолжает выставлять свой Войлочный костюм (1970), однако реставратор скульптуры Линда Зихерман сократила время его экспонирования втрое — с 18 до 6 месяцев каждые два-три года, поскольку, «чем дольше он находится в экспозиции, тем выше шансы, что в нем заведется моль». Она обрабатывает произведение средствами от паразитов накануне выноса в залы и перед возвращением в запасники.

И все же проблемы есть. Такие материалы проблематичны при упаковке. Немного растительного материала почти всегда остается в емкостях, в которые они упаковываются для перевозки, а такие мягкие субстанции, как шоколад и жир, могут деформироваться.

Так, картонная коробка Жировойлочной скульптуры в МоМА размякла, когда жир впитался в картон. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+