18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Механический оркестр» — Большие часы Штрассера

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стал «Механический оркестр» — Большие часы Штрассера, уникальный памятник конца XVIII — начала XIX века, единственный в своем роде музыкальный автомат, главный герой одного из самых значимых реставрационных проектов Эрмитажа.

Автор «Механического оркестра» Иоганн Георг Штрассер — петербургский часовщик родом из города Баден близ Вены. За годы жизни в России им было создано несколько больших напольных часов с музыкальными автоматами. Каждый из этих автоматов демонстрировал новые достижения в механике и воспроизведении музыки. Но «Механический оркестр», над которым Штрассер работал восемь лет (с 1793 по 1801 год), мастер считал главным делом своей жизни, в нем он воплотил многие свои оригинальные идеи.

В резном корпусе красного дерева высотой около 4 м, кроме точных астрономических часов, заключен сложнейший музыкальный механизм. Инструмент состоит из двух аккомпанирующих друг другу «оркестров», позволяющих воспроизводить музыку во всем богатстве ее звучания. Музыка Моцарта, Гайдна, Эберля (последний сочинил пьесу специально для автомата) записана на 13 съемных деревянных цилиндрах длиной 127 см, каждый из которых играет в течение 8 минут. Особая ценность воспроизведенных музыкальных пьес заключается в авторской аранжировке XVIII века: известные произведения, записанные Штрассером, в то время звучали иначе, чем они исполняются сейчас.

«Механический оркестр» должен был занять место в строившемся Михайловском замке, но после смерти Павла I оказался невостребованным. В 1804 году часы были разыграны в лотерею, а в 1805 году в результате сложных перипетий куплены Александром I для Эрмитажа. В течение XIX века Большие часы Штрассера не выставлялись, а весь XX век бездействовали.

По словам генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, целью реставрационного проекта было «вернуть жизнь и звучание одному из самых технически сложных шедевров из коллекции Эрмитажа; благодаря работе наших реставраторов посетители музея смогут услышать уникальное звучание „Механического оркестра“, который был недоступен публике более 200 лет».

Над реставрацией «Большого Штрассера» работали сотрудники лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов (заведующий М.П.Гурьев) и лаборатории научной реставрации мебели (заведующий В.А.Градов) отдела научной реставрации и консервации (заведующая Т.А.Баранова) Государственного Эрмитажа.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
5
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
6
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
7
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+