Название выставки в Государственном Русском музее пародийно: веку от горшка два вершка, а ему посвящают специальный проект. Да еще говоря от лица всего реализма. Поэтому Любовь Шакирова, куратор выставки и автор вступительной статьи в альбоме, изданном по случаю ее открытия, сразу оговаривает: «Все номинации и приоритеты носят временный, рабочий характер. Наши представления еще потребуют многократной перезагрузки».
Тем более что само понятие «реализм» в постсоветском художественном пространстве утратило четкие границы: реализмов сегодня много. Скорее всего, здесь более чем уместен бессмертный кабаковский вопрос, кого возьмут в будущее. Куратор в своем проекте осторожно набрасывает ареал своего исследования. Речь идет о художниках от 30 до 50 лет, в большинстве своем вышедших на арт-сцену в 1990‑е и позднее. Они работают в координатах, заданных тотальным стебом Виноградова — Дубосарского и неоакадемической мифологией Тимура Новикова, то ли серьезной, то ли пародийной. Точнее говоря, трудятся над преодолением этой заданности. Монументальные портреты шахтеров, созданные Ильей Гапоновым и Кириллом Котешовым с помощью кузбасслака, меньше всего похожи на возвращение соцреалистической мифологии. Нет в этих персонажах героизма. Многосерийный Человеческий проект Керима Рагимова — попытка остановить мгновения, мелькающие с быстротой неразличимости, будь то экран монитора или страница журнала. И воспроизвести их в технике «холст, масло». Вопрос в том, угадал ли художник, остановив выбор на людях в масках горилл или на персонажах без масок, но с оружием в руках. Серия Таисии Коротковой Закрытая Россия, руины советской военно-промышленной цивилизации, рухнувшей под тяжестью собственной мощи, выглядит сегодня актуальным предупреждением. Три девочки, которые играют на асфальте убогой детской площадки среди недостроенных многоэтажек на картине Марии Сафоновой Классики, скромно одеты в одинаковые белые платьица и светло-коричневые сандалии. Кто бы из них ни был успешен в игре, вряд ли они сильно преуспеют в жизни. На ту же тему картина Павла Отдельнова Рекламная конструкция. На столбе закреплены два щита с мощной подсветкой. Но выбранный ракурс — вид снизу, из дорожной пыли, по которой проносятся автомобили. Только их владельцам реклама и предназначена.