Короткие стрижки и тугие локоны, напоминающие прически французских кинозвезд, восковые фигурки богов и оставленные в теле инструменты для бальзамирования, признаки туберкулеза, а в некоторых случаях даже пол мумифицированного — вся эта информация так и осталась бы неизвестной, если бы в чикагский Музей естественной истории Филда не привезли портативный аппарат компьютерной томографии (КТ) для египетских и перуанских мумий из его коллекции.
Кот в мешке
На выставке представлены три мумии кошек, заставляющие задуматься о природе понятия «подделка». Внешне они практически идентичны, но КТ-исследование показало, что на этом сходство заканчивается.
В одной из них находится настоящая мумифицированная кошка, другая пуста, а третья набита «кожей, галькой и куриными объедками», говорит сотрудник Музея Филда Дж.П.Браун. По его словам, третья мумия практически несомненно представляет собой древнюю подделку. Ученый указывает на письменные свидетельства о наказаниях древнеегипетских жрецов за продажу поддельных мумий животных. В Древнем Египте мумификация была прибыльным ремеслом, и храмы штамповали мумии сотнями тысяч, продавая их по заоблачным ценам. При этом, по мнению Брауна, пустые мумии были не подделкой, а просто более дешевым вариантом для тех, кто не мог позволить себе настоящую мумию.
«Достаточно взять любой из этих древних артефактов в руки, чтобы понять, что внутри них нет останков животного. Совершенно исключено, чтобы в те времена делалось такое огромное число пустых мумий, и никто не заметил бы обмана, — говорит он. — [Поначалу] я тоже купился на предположение о том, что и это подделка, но теперь считаю, что это просто более дешевый вариант, сделанный для представителей низших классов, не обладающих большими средствами».
Вооружившись новой информацией, этот музей, где хранится одна из самых больших в США коллекций человеческих мумий из Египта и Перу, теперь отправляет более десяти экспонатов в масштабное выставочное турне. Передвижная выставка Мумии. Новые секреты гробниц рассказывает о повседневной жизни, верованиях и обычаях древних народов разных континентов. Само компьютерное сканирование занимает всего пару минут, а вот на анализ изображений ушли месяцы. «Мы получили около 100 Гбайт данных и провели уйму времени за мониторами», — рассказывает помощник реставратора-консерватора Музея Филда Дж.П.Браун. Он сравнивает КТ-технологию с «огромным рентгеновским станком для нарезки колбасы», который «проходит» сквозь тело и создает серию изображений-срезов — в отличие от обычного рентгена, который не способен просветить такие плотные объекты, как кость. «На КТ-снимках обнаруживаются самые странные объекты, которые трудно увидеть другими способами», — говорит Браун и добавляет, что часть увиденного не согласуется с тем, что написано в музейных каталогах.
Так, его поразило КТ-изображение Позолоченной дамы — египетской мумии римского периода, находящейся в коллекции музея с 1893 года: оказалось, что у нее прическа «как у пуделя». «Виденные нами до сих пор мумифицированные тела в большинстве своем принадлежали мужчинам с обритыми наголо головами, так что увидеть такую изысканную прическу было по-настоящему удивительно», — отмечает он.
Работники музея приложили все усилия для того, чтобы обеспечить безопасность мумий во время переезда из Чикаго в Лос-Анджелес, расстояние между которыми составляет около 2,8 тыс. км. Раньше это было технически неосуществимо.
«Они одновременно тяжелые и хрупкие, а это худшее из возможных сочетаний, когда речь идет о транспортировке, — говорит Дж.П.Браун. — Легкие и хрупкие объекты — это ничего страшного, а вот тяжелые и хрупкие — это просто кошмар». Особенно сильное беспокойство вызывали высокочастотные вибрации, которые могли возникнуть во время перемещения.
Пришлось также сделать специальные подложки и ящики, снабженные изоляцией и слоями, задерживающими влагу. Поддержание нужного уровня влажности — вечная проблема при работе с органическими материалами любого возраста. «Повышенная влажность провоцирует рост плесени, а пониженная — растрескивание, — объясняет Браун. — Создание этих ящиков было по-настоящему трудной задачей. Но мы с ней прекрасно справились. По счастью, экспонаты, судя по всему, добрались на выставку в Лос-Анджелесе в хорошем состоянии».