18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ученые выяснили, что Малевич добавил в «Черный квадрат» мел

По случаю 100-летия «Черного квадрата» Казимира Малевича по всему миру проходят связанные с ним мероприятия: в швейцарском Фонде Бейелера демонстрируется выставка-реплика «0,10» 1915 года, на которой работа была показана впервые, а в Третьяковской галерее ключевому авангардистскому произведению посвятили обширную образовательную программу и выставку графики «Под знаком Малевича». Кроме того, музейные специалисты вновь обратились к исследованиям картины, которые в первый раз были проведены в таком объеме и с помощью цифровых технологий.

Ученые не скрывали, что главной их целью было узнать подробнее о цветном изображении под «Черным квадратом», которое проглядывало через кракелюры, его наличие давно тайной не являлось. Однако их ждали сюрпризы: изображений оказалось не одно, а два; удивил и состав краски, которой написан квадрат. Выяснилось, что Малевич смешал сразу три темных пигмента и добавил мел, чтобы сделать изображение глухим, без характерного для масляной краски глянца.

«Первый — это черный органический пигмент, но не сажа, а жженая кость, второй — это черный железосодержащий пигмент типа черной охры, и, что самое интересное, там есть арсенид меди — это очень темный пигмент, но темно-зеленый. Есть в этом составе и мел», — пояснила TANR заместитель заведующего отделом экспертизы Третьяковской галереи, кандидат химических наук Елена Любавская.

По ее словам, находки подтверждают мнение одних искусствоведов о том, что это произведение искусства — результат тщательного и нескорого эксперимента, а не творческой спонтанности, как считали другие.

«Такую смесь он не мог купить в магазине. Надо было взять эти пигменты в той или иной пропорции, проэкспериментировать, добиться нужного эффекта, который мы видим на картине: глубокое, матовое, без блеска изображение. Очевидно, он добивался эффекта провала, поглощающего свет. Сказать точно, что у него было в голове, сейчас невозможно. Но то, что это выполнено технологически сложно и продуманно, — бесспорно», — сказала Любавская.

Также исследования показали, что сначала на холсте была написана кубофутуристическая композиция, а потом протосупрематическая композиция, при создании которой использовались синий, желтый, розовый и зеленый цвета. Они-то и просвечивают через кракелюры, которые могли возникнуть задолго до авторской реставрации 1929 года из-за нагруженности полотна красочными слоями.

«Проникнуть внутрь картины и рассмотреть протосупрематическую композиции более подробно можно только с помощью бинокулярного микроскопа и раскрытых кракелюров. Нам удалось выяснить очертания предметов и характер красочных паст. Несколько плоскостей выглядят фактурно, остальные элементы выполнены полупрозрачной краской, окрашенной в разные цвета, местами отличающейся тонкими и неуловимыми цветовыми переходами», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина на презентации книги Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат», состоявшейся накануне вечером в Третьяковской галерее.

В музее попробовали деликатно реконструировать композицию под черным квадратом с помощью графического редактора — выяснилось, что она является переходной между кубофутуристическим и супрематическим периодами творчества Малевича.

Расшифровали ученые и раньше считавшуюся автографом Малевича надпись на картине, которую можно рассмотреть только через бинокулярный микроскоп или в инфракрасном диапазоне спектра.

«Надпись выполнена черным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трех слов и прочитана нами как „битва негров“, предположительно, „ночью“, — рассказала Воронина. — Эта надпись может отсылать к картине 1882 года французского писателя Альфонса Алле „Битва негров в пещере глубокой ночью“». Очевидно, еще и с закрытыми глазами, поскольку изображения как такового нет, зритель видит только выкрашенную в черный цвет поверхность.

По словам Вакар, называть все это сенсационными открытиями было бы слишком громко, — «это находки в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины. Вот и все».

Однако исследование «Черного квадрата» будет продолжено, в том числе с привлечением ранних супрематических произведений Малевича из собрания Русского музея и амстердамского Стеделейк-музея. По завершении работы, отметила директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, они могут сделать «еще какие-то интересные сообщения».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+