18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бронзовый век. Европа без границ

Выставка Бронзовый век. Европа без границ — совместный проект Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музея преистории и древней истории Государственных музеев Берлина при участии Фонда прусского культурного наследия. После показа этим летом в Санкт-Петербурге в октябре она открывается в Москве. Объединить под одной крышей рассеянные по музеям археологические находки IV–I тыс. до н. э. с обширной территории от Атлантического океана до Урала — решение важное. Прежде всего для археологов; впрочем, менее подготовленная публика тоже не будет разочарована.

«Собранные на нашу выставку высокохудожественные вещи из золота и бронзы будут интересны любому посетителю, не только специалисту», — уверена археолог, сотрудник Исторического музея Елена Каверзнева. Ведь кураторы выставки замыслили показать на этом материале первую в истории Европы эпоху, когда, благодаря появлению бронзы, а затем железа и изобретению повозок, запряженных лошадьми, первобытная замкнутость сменилась активными связями между народами, населявшими в ту пору континент.

С таким размахом бронзовый век представлен, пожалуй, впервые: и по числу экспонатов — более 1700, и по географическому охвату. В их числе — предметы, найденные на европейской территории России, в Польше, Германии, Испании. К примеру, воссоединившиеся через почти 200 лет вещи из Галичского клада, обнаруженного в Костромской губернии в 1836 году: десять литых бронзовых идолов, наконечники стрел, ножи, браслеты, подвески, большой бронзовый кинжал с рукояткой в форме змеи. Поражают мастерством выделки золотые и серебряные сосуды, ритуальные фигурки быков с юга России — из Майкопского кургана и гробниц станицы Новосвободная; бронзовые божества, оружие и украшения из могильников кобанской археологической культуры Северного Кавказа.

Здесь ясно понимаешь, что бронзовый век — это время, когда между далекими предками европейцев начался обмен ценностями в форме зачатков торговли и в результате военных походов. Взять, к примеру, клад, найденный у села Бородино в Бессарабской губернии в 1912 году. Массивная серебряная булавка и кинжал из него типичны для эгейской цивилизации, булавы из мыльного камня похожи на северокавказские, наконечники копий — на вещи из Поволжья, а ритуальные боевые топоры из саянского нефрита напоминают те, что Генрих Шлиман обнаружил в Трое. Клады не принадлежат какой-то определенной археологической культуре, поясняет Елена Каверзнева. Эти предметы собирались и передавались из поколения в поколение. И однажды, в минуту опасности, были спрятаны. В современном мире, похоже, отношение к ценностям не сильно отличается от бронзового века. Ими так же обмениваются, их завоевывают, хранят или прячут в смутные времена. На эту мысль наводят трофейные вещи из немецких музеев, которые оказались в СССР после войны. Например, уже включенное в основную экспозицию ГМИИ им. Пушкина золото Трои или впервые покинувший его запасники клад из Эберсвальде, крупнейшее из найденных в Германии собраний золотых изделий бронзового века. В июне, на вернисаже в Санкт-Петербурге, канцлер ФРГ Ангела Меркель призвала Россию вернуть Германии перемещенные ценности и получила отказ. Сокровища бронзового века по-прежнему в цене.

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+