18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

XX век закончился без нас

№39
Материал из газеты

Одна из наиболее авторитетных и монументальных историй искусства XX века впервые издана на русском языке Музеем современного искусства «Гараж» и издательством «Ад Маргинем Пресс». В ней есть русский авангард и даже советский соцреализм, но совершенно отсутствуют актуальные российские художники. Зато можно составить практически полное представление об этапах и логике западного арт-процесса

Книга Искусство с 1900 года авангардна по форме: в ней сочетаются один из древних способов рассказывать историю, то есть летопись, и один из самых современных — гипертекст. События — а под ними подразумеваются отдельные работы, выставки, манифесты (в том числе постановления партии и правительства, если речь об СССР), сочинения критиков и философов, — расписаны по годам.

Но, идя по ссылкам, которые есть на каждой странице, из хроники можно самостоятельно составить и более узкую историю, скажем, абстракции или объекта. Заглавное событие для каждой годовой главки выбрано с тем, чтобы вывести читателя на дискурсивное глубоководье.

Так, выставка Андреаса Гурски в MoMA, отмечающая 2001 год, становится отправной точкой для рассуждения о том, как со сменой аналоговых технологий на цифровые фотография расстается с мифологией документальности, сближаясь с живописью, от которой когда-то отмежевывалась, а в рассказ включены Джефф Уолл, Сэм Тейлор-Вуд и Джеймс Коулмэн.

Разумеется, авангардно и содержание. Все авторы — Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Бухло и Дэвид Джослит, присоединившийся к компании во втором, расширенном издании, с которого сделан почти безупречный русский перевод под редакцией Андрея Фоменко и Алексея Шестакова, — составляют редакционный костяк журнала October, названного в честь эйзенштейновского Октября и предназначенного для того, чтобы революционизировать критику современного искусства и (классическое) искусствознание. Символ их веры излагается в четырех вводных статьях по методологии и теоретическим подходам: психоанализ (Фостер), социальная история искусства (Бухло), формализм и структурализм (Буа), постструктурализм и деконструкция (Краусс).

Теории и методы обсуждаются авторами и в формате двух круглых столов, завершающих каждую из обеих частей книги (1900–1945 и 1945–2010), но методологических противоречий в коллективе нет: он связан общей идеологической установкой на неомарксистскую критику капитализма: искусство постоянно попадает под подозрение в работе на рынок, в скрытом консерватизме и буржуазности, в предательстве идеалов модернизма.

Характерно, что XX век в этой версии начинается с выхода Толкования сновидений Зигмунда Фрейда, увязанного с эдиповым бунтом венского Сецессиона, Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Конструктивной основой истории искусства здесь всегда служит интеллектуальная история — в соответствии с тезисом Джозефа Кошута «искусство после философии». Поэтому, например, художника Кристиана Болтански в книге нет, а его брат социолог Люк Болтански есть.

Неудивительно, что число упомянутых в книге русских и советских художников едва ли не меньше числа упомянутых мыслителей и пропагандистов в диапазоне от Романа Якобсона, Виктора Шкловского, Михаила Бахтина, Александра Богданова, Бориса Арватова и Осипа Брика до Георгия Плеханова, Льва Троцкого, Анатолия Луначарского, Максима Горького и Андрея Жданова. Вернее, это, скорее, удивительно, ведь Искусство с 1900 года — программно американский взгляд на историю искусства, ограниченный не только идеологическими предубеждениями, но и языковыми барьерами, в прямом и фигуральном смыслах, хотя двое из авторов — работающие в США француз и немец.

Этот взгляд скептически останавливается на Йозефе Бойсе, диагностируя у него национальную ограниченность и иронически отмечая его вклад в культуру «общества спектакля», и уж совсем равнодушно скользит по работам Ансельма Кифера, рассматривая их как симптом «примирения с публикой, то есть с рынком» (Фостер) или как консервативную попытку возродить «историческую подлинность» живописи (Бухло).

Стоит ли удивляться, что русское и советское искусство попадает в поле зрения авторов только до 1934 года, отмеченного достопамятным выступлением товарища Жданова на I Всесоюзном съезде советских писателей, а далее лишь эпизодически. Сталинский соцреализм рифмуется с нацистским неоклассицизмом на Всемирной выставке 1937-го в Париже — в интерпретации искусства сталинизма Фостер опирается на книгу Игоря Голомштока, походя отчитывая Бориса Гройса за легкомысленность.

Русский авангард, воскресший в книге Камиллы Грей Великий эксперимент (1962), оказывает влияние на американских минималистов. Всё. Никто из героев советского нонконформизма и постсоветской современности не привлекает внимания американских летописцев. Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Александр Бренер — их имен мы не найдем, как не найдем никого из республик бывшего СССР и стран Варшавского договора. Словно бы бывший второй мир исчез, не оставив по себе ни следа в истории искусства. Искусства после философии, живую связь с которой советское искусствознание как раз и утратило в 1930‑е, подменив теорию, методы и идеи идейно выдержанным пустословием и сделавшись сугубо описательной дисциплиной.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+