18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Федор Степанович Рокотов. Все еще художник со многими неизвестными

№40
Материал из газеты

К выставке в Третьяковке его галерея портретов неизвестных заметно поредеет

В каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. Для России это будет, скорее всего, Федор Степанович Рокотов. Его карьера хотя и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. Даже год рождения под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Не очень ясно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может, из мелкопоместных дворян. Среди его учителей упоминают почти всех работавших в России иностранцев — от Луи Жозефа Лелоррена и Луи Жана Франсуа Лагрене до Пьетро Антонио Ротари и Луи Токке. Любимец основателя университета и Академии художеств, августейшего фаворита Ивана Шувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста Михаилом Ломоносовым и самой Екатериной II (той очень понравился ее профильный, как бы комплиментарный портрет), академик с 29 лет, Федор Рокотов был практически забыт сразу после смерти в 1808 году. На весь XIX век. Его заново открыли мирискусники. В частности, Сергей Дягилев, устроивший в Таврическом дворце в 1905 году ретроспективу русского портрета. В советское время Рокотова выставляли и «при Грабаре» в 1923-м, и в 1960–1961 годах (в Третьяковской галерее и Русском музее).

Нынешняя выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из ГРМ и Эрмитажа, тверского музея, ГИМа и, конечно, ГТГ), что, как кажется, вполне соответствует самому характеру искусства Рокотова, которое не столько для дворцов, сколько для особняков и для усадебных интерьеров (этой теме посвящен специальный раздел). На ней можно встретиться с такими хрестоматийными работами, как Портрет Василия Ивановича Майкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодаря невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихся учебниках «Родная речь», Портрет Александры Струйской (1772) — «русской Моны Лизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками) и воспетой спустя столетия поэтом Николаем Заболоцким, а также портрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Николая Струйского, который считал батоги эффективным инструментом для внушения крестьянам идей Просвещения. Непременные участники рокотовской галереи — поэт Александр Сумароков, а также, вероятно, его вдумчивые читатели — чета дворян Суровцевых. Загадками остаются Портрет неизвестного в треуголке, Портрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской дворянской саги.

Впрочем, к нынешней экспозиции обширная рокотовская галерея неизвестных поредела. Например, куратором выставки Натальей Пресновой идентифицирована Неизвестная в белом платье с фисташковой лентой (1780-е, частная коллекция). Ею оказалась Елена Ивановна Козицкая, супруга статс-секретаря Екатерины II. Портрет богатейшей дамы империи, чья внучка стала женой декабриста Сергея Трубецкого, долгое время находился в коллекции известного искусствоведа Александра Габричевского (1891–1968). А прежде — в особняке Козицких в так и названном по имени главного владельца Козицком переулке.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+